Увидела ее имя в списке предыдущего поста, решила написать, исключительно как био-справку, потому что на русский ее не переводили, а ее роман, Shame, купленный мной в Индии, интересен, скорее, с этнографической точки зрения и как источник информации о положении женщин в Бангладеш.
Но это как раз интересно.
Краткая историческая справка: Бангладеш раньше был частью Индии, назывался Бенгалией, потом при разделе Индии и Пакистана стал частью Пакистана, а в конце 70-х от Пакистана отделился. Страна мусульманская, индуисты составляют меньшинство.
Насрин родилась в 1962 году в светской семье врача и сама стала врачом и атеисткой. Работая гинекологиней, она узнала много историй об изнасилованиях, видела, как расстраиваются женщины, родив девочек, и тема угнетения женщин стала основной в ее творчестве. Вначале она писала стихи, потом эссе, потом романы. Мировая слава к ней пришла в 1990-е, когда в 1993 году она опубликовала роман, изначально полу-документальный, Lajja ("Позор"), о преследовании индуистов в Бангладеш (после того, как в 1992 году индуистские фанатики в Индии разрушили старинную мечеть, построенную, как они считали, на месте рождения бога Рамы).
После этого она подверглась нападкам, в том числе и физическим нападениям, ее роман требовали запретить, а в октябре этого же года одна фундаменталистская группировка предложила награду за ее смерть (она выступала за отмену шариата, т.е. права, основанного на религии). В 1994 году против нее было возбуждено дело (за разжигательство), последовали другие угрозы смерти, ее называли "платной агенткой" анти-исламистов.
Сто тысяч демонстрантов кричали, что она ренегатка, наймитка имперских сил, еще одна группировка угрожала выпустить в городе ядовитых змей, если ее не казнят. Ей удалось бежать в Швецию, в 2004 она на несколько лет переехала в Индию (она приезжала в 2000 на презентацию книги, и тогда звучали призывы сжечь ее живьем), но после того, как опять начались угрозы (за ее голову было предложено 500 000 рупий в марте 2007, а в августе 2007 ограничений на сумму уже не делалось, а в ноябре в Калькутте, где она жила, начались такие беспорядки, направленные против нее, что пришлось применять армию, она уехала в Нью-Дели, где несколько месяцев жила, по сути, под домашним арестом), она снова уехала у Европу. Ей не удалось больше увидеть ни мать, ни отца.
В 2008 ее наградили премией Симоны де Бовуар, но она отказалась поехать на церемонию награждения в Париж, так как боялась, что после ее не впустят обратно в Индию.
Ей все-таки удалось вернуться в Индию, но живет она в Нью-Дели, потому что правительство Западной Бенгалии в Калькутту ее не пускает.
Она говорит, что большое влияние на нее оказали Вирджиния Вульф, Симона де Бовуар и Бегум Рокийя (бенгальская феминистка начала 20-го века -
http://en.wikipedia.org/wiki/Roquia_Sakhawat_Hussain)
Помимо поэзии, эссе и романов, она написала еще очень откровенные мемуары, которые в Бангладеш запрещены.