Zora Neale Hurston "Dust Tracks on a Road" (1942)

May 02, 2015 09:53




Честная, смешная, смелая и пронзительная автобиография Зоры Нил Херстон была впервые опубликована в 1942 году, на пике ее популярности. Она рассказывает о своем жизненном пути - от бедности на сельском юге в детстве до известности и своего места среди артисток и интеллектуалок Гарлемского Ренессанса.

Эта книга - сокровище, рассказанное одним из лучших голосов американской литературы, позволяет увидеть частную и общественную жизнь необыкновенной писательницы, антропологини и активистки борьбы за права чернокожих.

Биография по катом:

Хёрстон была пятой из восьми детей Джона Хёрстона (John Hurston) и Люси Энн Хёрстон (Lucy Ann Hurston). Отец её был священником, фермером и плотником, мать преподавала в школе. Зора появилась на свет в Алабаме (Notasulga, Alabama); когда ей было три года, семья перебралась в Итонвилл, Флорида (Eatonville, Florida) - первый в Штатах 'чисто черный' город. В Итонвилл Хёрстон была просто влюблена; несколько раз она даже заявляла, что родилась именно в Итонвилле. По словам Зоры, лишь в Итонвилле чернокожие могли жить, как того хотелось им самим, и не подчиняться нормам белого общества.

В 1901-м Итонвилл посетили несколько преподавателей литературы; именно общение с ними и ряд привезенных ими книг познакомил Хёрстон с доселе неизвестной ей областью искусства.

В 1904-м мать Хёрстон скончалась; отец почти сразу женился на некоей Мэтти Моуг (Matte Moge) - вызвав немалый скандал спешностью свадьбы. По городу быстро поползли слухи о том, что роман у Хёрстона и Моуг начался еще до смерти Люси Энн. Зору отец и мачеха отправили в интернат в Джексонвилле, Флорида (Jacksonville, Florida); впрочем, с определенного момента платить за обучение они перестали и девочку из школы выгнали. Какое-то время Зора работала служанкой у ведущего солиста странствующей театральной труппы.

В 1917-м Хёрстон поступила в Академию Моргана (Morgan Academy); дабы пройти под правила о бесплатном обучении Зора скостила себе 10 лет, представившись 16-летней. В 1918-м Хёрстон окончила академию и поступила в Университет Говарда (Howard University). В Говарде Зора основала студенческую газету 'The Hilltop'. Не забывала Хёрстон и собственно про учебу - она изучала английский, испанский, греческий и ораторское искусство. В 1921-м Зора написала эссе, открывшее ей двери литературного клуба Алена Локка (Alaine Locke).

В 1924-м Хёрстон ушла из Говарда; год спустя она поступила в колледж Барнард (Barnard College), став единственной на весь колледж чернокожей студенткой. В 1927-м Зора получила степень бакалавра по антропологии; в процессе учебы она успела поработать вместе с самим Францом Боасом (Franz Boas). Окончив Барнард, Хёрстон поступила в Колумбийский Университет (Columbia University).

В 1927-м Хёрстон вышла замуж за джазмена Герберта Шина (Herbert Sheen); впрочем, уже в
1931-м они расстались. В 1939-м Хёрстон вышла замуж за Альберта Прайса (Albert Price); этот брак протянул лишь 7 месяцев.

Хёрстон довольно активно путешествовала по южной части страны и провела немало времени в Карибском регионе; исследования её помогли ей как следует погрузиться в местную культуру. В 1936-м и 1937-м Зора работала на Ямайке (Jamaica) и Гаити (Haiti); спонсировал её работу Фонд Гуггенхайма (Guggenheim Foundation). Некоторое время Хёрстон провела в Гондурасе (Honduras) и в Центральной Америке (Central America).

В 1948-м Хёрстон объявили в попытке совращения 10-летнего мальчика; Хёрстон сумела доказать, что на момент предполагаемого совращения находилась в Гондурасе, однако на репутации её эта история все равно сказалась достаточно негативно.

Последние десять лет своей жизни Хёрстон подрабатывала в различных журналах и газетах. Скончалась она 28-го января 1960-го от гипертонической болезни сердца.

АПД. Следует отметить, что на учебу в элитный женский колледж Барнард она попала благодаря основательнице этого колледжа, Энни Натан Мейер 9http://en.wikipedia.org/wiki/Annie_Nathan_Meyer), всю жизнь выступавшей за образование для женщин, а ее поездки на ЮГ для сбора фольклора полностью финансировала другаыя женщина - Шарлотта Осгуд Мейсон (http://en.wikipedia.org/wiki/Charlotte_Osgood_Mason), которая интересовалась парапсихологией, вуду, и отстаивала духовное превосходство темнокожих перед рациональными белыми - в любом случае, она финансировала очень многих представителей Гарлемского Ренессанса, без нее онине могди бы публиковаться.

Как видите, женская солидарность работает, когда женщины помогают женщинам, это приводит к прекрасным результатам.

"Folklore is not as easy to collect as it sounds. The best source is where there are the least outside influences and these people, being usually under-privileged, are the shyest. They are most reluctant at times to reveal that which the soul lives by. And the Negro, in spite of his open-faced laughter, his seeming acquiescence, is particularly evasive. You see we are a polite people and we do not say to our questioner, “Get out of here!” We smile and tell him or her something that satisfies the white person because, knowing so little about us, he doesn’t know what he is missing. The Indian resists curiosity by a stony silence. The Negro offers a feather-bed resistance. That is, we let the probe enter, but it never comes out. It gets smothered under a lot of laughter and pleasantries.

The theory behind our tactics: “The white man is always trying to know into somebody else’s business. All right, I’ll set something outside the door of my mind for him to play with and handle. He can read my writing but he sho’ can’t read my mind. I’ll put this play toy in his hand, and he will seize it and go away. Then I’ll say my say and sing my song."

знаменитые женщины, мемуаристика, расизм, США, английский язык, 20 век, судьба женщины, писательницы, библиотека

Previous post Next post
Up