Бетти Фридан "Загадка женственности" (1963)

Aug 27, 2014 10:55




Год издания: 1993
Издательство: Прогресс, Литера

Аннотация: "Сегодня "Загадка женственности" - это классика, знакомая каждой читающей женщине, это неотъемлемая часть истории женского освободительного движения, это часть мировой культуры. Книга стала первым в стране серьезным социологическим исследованием того социального явления, которое превалировало в послевоенной Америке и шло под лозунгами "обратно к дому" или "назад к семье ". В ней бы дан точный и скрупулезный анализ причин этого. Со свойственной ей страстностью Бетти обвиняла всех: социологов и психологов, профессоров и политических деятелей, которые не переставали утверждать, что роль женщины - только семья и дети. Она же утверждала, что это архаично, реакционно и полностью лишает вторую половину рода человеческого проявить свои таланты и реализовать скрытые возможности, которые полностью вытесняются домом и семьей. Книга была полемична и в некотором смысле противоречива, но сразу стала бестселлером."

Рецензии (прекрасные!)

"Мне был задан вопрос: "Чего ради забивать себе мозги социологией пятидесятилетней давности? Изменились методы, изменились идеи, а ты вешаешь себе лапшу на уши. Пусть Бетти Фридан в своё время гремела на весь свет, но время-то идёт!
Ты старомоден, вот расплата
за то, что в моде был когда-то. "
Но я объясню, почему проблемы штатовских домохозяек в 60-е годы XX века - это и наши сегодняшние проблемы.

О загадочная, чарующая, пленительная женственность! Как прекрасно быть слабой, хрупкой, тонкой! Как радостно прилагать все усилия для того, чтобы быть любящей заботливой женой, рачительной хозяйкой, трепетной матерью троих и более детей! Насколько важны и драгоценны древние традиции Домостроя, повелевающие женщине абсолютно посвятить себя дому: воспитанию сыновей и дочерей, кухне, уборке, заботе о престарелых родителях, свёкре и свекрови! Да, много поколений под одной крышей - это же мечта! А профессиональная деятельность... к чему она? Нет, в свободное время можно и потрудиться, не всё ж пребывать в незамутнённом блаженстве семейного счастья, но не забывайте - единственное оправдание женского существования суть семья и дети.
Вы прослушали краткое содержание Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года. В числе приоритетов значатся также снижение числа абортов и одновременно (!) уменьшение количества матерей-одиночек, пропаганда многодетности, внедрение идей о неполноценной социализации единственных детей, детей одиноких и разведённых мам, и наконец: сокращение числа "брошенных" престарелых родителей. Это как? Децимацию объявят? Я не особо впечатлительная, но над этим документом поседела. И конечно, во главе угла традиционные ценности: власть и авторитет родителей, стремление сохранять брак, а не всякую муру вроде собственной индивидуальности, пресловутые "трое и более", в середине документа реалистично обратившиеся в "двоих и более". Итак, российским дамам вменено в обязанность затыкать своим здоровьем и временем дыры в идиотской демографической политике РФ. Какая самореализация, какая карьера, когда Отечеству не хватает пушечного мяса?! Усовеститесь, иждивенки. А пропаганду мы наладим. Детсадов не хватает, школы ни к чёрту, безопасности никакой - но рупоры и матюгальники у нас на высоте! Воспоём прекрасную женственность, благодаря которой половина населения у нас будет работать тяжёлую неблагодарную работу, да ещё бесплатно, без выходных и без отпусков!

Не оставляла мысль, что где-то когда-то эти гимны уже пелись. Точно, Бетти Фридан! Она описывает послевоенные США, когда женщины уступили вернувшимся мужьям свои рабочие места. Стране нужны были дети, но отсутствовали массовая медицина, детские учреждения, централизованное питание и многое другое. Именно тогда была развёрнута беспрецедентная кампания "Вернём женщину в родные четыре стены".
Здесь мне возразят, что дамы сидели дома во всё обозримое прошлое человечества, пока джентльмены бороздили просторы Большого театра, совершали географические открытия и проч., и проч. Но нет, домоседство было привилегией дворянской прослойки, тогда как крестьянки трудились наравне с мужьями и отцами, неся ещё и женскую повинность: продолжение рода. Что ни год и в антисанитарных условиях. Почитать об этом можно у Арьеса, коего я так-таки до конца не осилила: старею, нервишки шалят. В США же планировалось сделать "дворянками" весь средний класс. А как? Промывкой мозгов.
Восхваление брачных уз, деторождения и домашнего труда не звучало разве что из утюга. Стандарты ведения хозяйства неуклонно повышались: научилась готовить - пеки сама и хлеб, купила стиральную машину - меняй постельное бельё ежедневно. В колледжах вводились курсы "Создание семьи", "Домашняя экономика", "Наука для девушек" - понимай, для тупых. А как прижимали к ногтю, высмеивали и воспитывали тех девочек, кто хотел учиться! Один психолог, рассказывает Фридан, ежегодно исследовал интеллект в школах и обнаружил странную закономерность: лет в пятнадцать ученицы неимоверно глупели. Он переговорил с ними: девочки знали, как решаются тесты. Просто не хотели ими заморачиваться. Лучше заживет не та, которая окажется самой толковой, а та, которая отхватит самого денежного мужа.
Любовь - это главное! Храни семейный очаг! Проводи каждую минуту с семьёй! Эти лозунги весьма красивы, но прикрывают неприглядную истину. В некий момент понятие "домохозяйка" стало синонимом понятия "нервнобольная". Фридан приводит шокирующие показания психиатров, которые боролись с депрессиями у благополучнейших жён и матерей, мучившихся своим недостаточным совершенством и нереализованным потенциалом. Женственность уподобилась асимптоте: можно лишь приблизиться, достичь - никогда. Фридан вскрывает механику прибыли, которую делали на товарах для домашнего труда хитрые капиталисты. Фридан, наконец, цитирует самих счастливых хозяюшек, от монотонности и бесцельности превращающихся буквально в зомби. И всё это - изящным, слегка манерным языком, навевающим ассоциации то ли со светской хроникой, то ли с язвительным фельетоном.

Времена меняются, меняемся и мы с ними. Фридан критиковали и за односторонность, и за психиатризацию, и за чрезмерное обобщение. Но главное остаётся в силе. "Загадка женственности" входит в непременный список любого, кто хочет разбираться в социологии."

"Когда я начинала читать, в голове крутилась только одна мысль: "Безумие".
Специальные курсы по основам семейной жизни (причем только для женщин и в ущерб другим занятиям) начиная школой и кончая колледжем, посвеместная чума фрейдизма, сказки о женском предназначении и огромное количество девушек, видевших свое будущее только в качестве жен и матерей, а еще возвращение популярности религии - это похожее на логическое продолжение уклона в традиционные семейные ценности в России, но нет. Это будни США 50-х годов. И во многом неожиданность открытия приковала мой взгляд к книге.

В целом читать стоит безусловно: доходчиво рассказано о том, чем чревато отсутствие образования, дела всей жизни, раннее замужество, нежелание брать ответственность за свою жизнь на себя, и насколько опрометчиво внимать словам успешных женщин, но не задумываться об их биографиях.

Из минусов хотелось бы отметить весьма посредственную концовку. Да, в эпилоге Бетти Фридан сама признается, дескать, не знала, что бы такого более жизнеутверждающего написать, но именно это и оставляет неприятный осадок. То, чем для женщины, ее мужа, детей и общества чревато добровольное домашнее заточение, разобрано досконально (впрочем, меня слегка озадачил вывод о связи между гомосексуальностью и материнской гиперопекой).

Так вот, в последних главах автор пытается найти выход из тупика, но выясняется, чтобы жизнь перестала быть безрадостной и пустой, нужно чем-нибудь увлечься, но потом оказывается, что нужно не просто увлечься, а начать зарабатывать деньги этим увлечением, а чтобы зарабатывать, нужно быть профессионалом, а значит - получить образование, но чтобы получить образование нужно здорово постараться (потому что образование, которое могла бы получить домохозяйка, чаще всего или несерьезное, или труднодоступное), а еще в работе придется обязательно конкурировать с мужчинами, которые от кризиса семьи презирают женщин без разбору. Кстати, автор просит не бояться конкурировать с мужчинами, дескать, дискриминация только в ваших головах, а потом постепенно раскрывает, что работать придется в нечеловеческих условиях, ведь против работающей женщины восставало все общество того времени, ей чинились препятствия там, где их не было у мужчин, меньше платили и за что угодно (ну, мать обвиняли во всех грехах - фрейдизм пустил свои корни) винили работающих женщин, которым было весьма проблематично воспитывать детей - то был не Советский Союз, сети дошкольных образовательных учреждений были малопопулярны. То есть - да, понятно, автор хотела показать, что без дела своей жизни, женщине (как и мужчине) не обойтись, однако не очень понятно, зачем нужны счастливые истории о вновь обретенных увлечениях, если это не решает проблем.

Таким образом под мифом о женственности скрывается целый пласт лицемерных двойных стандартов, дилемм, которые никогда не ставились перед мужчинами (семья или карьера? - например), мизогиния и отвратительные попытки общества контролировать, а производителей - обогащаться на страданиях женщин. Меня удивляет не то, что женщины так легко соглашались на роль домашней прислуги - когда все вокруг считают и с детства вбивают в голову, что твой максимум стать женой и матерью, когда предъявляют завышенные требования и откровенное пренебрежение только потому, что ты женщина, когда преподаватели стремятся не помочь в выборе подходящей профессии, а загнать в домашнее рабство, удивительно, как кто-то вообще шел работать под насмешками коллег и на унизительных условиях.
Наверное, тех женщин по праву следует считать героинями, как и тех, кто снова начал феминистическую борьбу.
Впрочем, из книги Наоми Вульф "Миф о красоте: стереотипы против женщин" становится ясно, что с победа над мифом о женском предназначении отнюдь не привела к окончательной потере позиций предрассудками, форсирование которых сводит на нет завоеванные феминистками права и свободы. Но это уже совсем другая история."

психология, классика феминизма, русский язык, феминистка, США, осмысление женского опыта, английский язык, 20 век, книги-которые-изменили-мир, судьба женщины, фемкритика

Previous post Next post
Up