- Вы слыхали, пламя, изображённое на спичечной этикетке, в точности повторяет профиль Льва Давидовича Троцкого?
- А вы слышали, в Ленинграде есть дом, построенный пленными немцами, и строители исподтишка украсили его сверху донизу свастиками?
- Это ещё что! Говорят, изобрели красную плёнку, и все, кто сфотографирован на эту плёнку, предстают на снимках абсолютно голыми!
Под одной обложкой фольклористки Александра Архипова и Анна Кирзюк собрали городские легенды и страшилки СССР. Не все, конечно, слишком уж богатый материал. Некоторые байки я, советская девочка, слышала неоднократно - например, о борщевике или ядовитых/заражённых ВИЧ или другими болезнями жевательных резинках, некоторые, в частности, о нитках нейлоновых рубашек, проникающих в организм и превращающихся там в червяков со страшной силой, кажутся скорее экзотикой. Это ж надо выдумать такое! Велика и обильна народная фантазия. Однако некоторые былички - не только плоды воображения, не всегда здорового, или пережитки ксенофобского прошлого, но и нечто идеологическое.
- Ведь вам же участковая врач говорила!..
- Ой, да наша участковая... Слушайте её больше. Когда я училась в девятом классе, она выступала в школе и говорила, что постоянное ношение джинсовой одежды вызывает паршу по всему телу и диатез.
Вот такой по форме забавный, а по факту печальный диалог вспомнился мне из девяностых годов. "Джинсовый дерматит", кстати, Архипова и Кирзюк упоминают. Кроме поражений кожи, американские джинсы якобы вызывали женское и мужское бесплодие, половое бессилие, фригидность и трудные роды, так как эластичный материал слишком туго сжимал область таза и нарушал формирование костей. В заграничной косметике содержатся яды и тяжёлые металлы, от которых женщины синеют, отекают, покрываются фурункулами, уродуются на всю жизнь. Меньше всех повезло пресловутой жвачке. Зафиксированы истории, в которых у "приятеля-моего-приятеля" душистая жвачка во рту превращалась в плесень.
Некоторые "мифы и легенды" из фольклора попали даже в научную литературу: например, про Жерара Филипа, скупившего в Москве более десятка образцов женского белья и устроившего по возвращении в Париж выставку: полюбуйтесь, мол, в чём ходят советские женщины! Никаких следов этого унизительного экспонирования, якобы собравшего толпы зевак, в архивах Франции не обнаружено. И ведь были люди, даже отказывавшиеся смотреть фильмы с участием Жерара Филипа. От обиды.
"Опасные советские вещи" позволяют на популярном уровне, с использованием широко известных примеров исследовать феномен слухов и страхов, ознакомиться с научными концепциями, сложившимися вокруг городской легенды. А знаете, как начинается эта книга?
"Ну, и зачем вы, девочки, изучаете такую ерунду, кому это нужно?" - спросил нас на российской конференции один историк.
Кстати, дом со свастиками в нашем городе действительно существует. Но он построен в 1875 году, и, по некоторым сведениям, свастики украсили его согласно пожеланию хозяйки, страстной поклонницы вологодских вышивок.
Одна из создательниц этой книги, Анна Кирзюк, с завтрашнего дня проводит курс лекций "Социальная антропология", где затрагивается и тема городских легенд. Полная информация по ссылке:
http://arhe.msk.ru/?p=86901. И я туда пойду!