В гостях у Джейн Остин

Apr 10, 2019 20:22

Памятуя предыдущий бестселлер Люси Уорсли [Lucy Worsley] «Английский дом. Интимная история», я рассчитывала, что именитая исследовательница истории быта расскажет нам об условиях, в которых протекала жизнь Джейн Остин и её семейства. Ничуть не бывало. Перед нами биография, и не просто биография, а трепетное признание в любви обожаемой писательнице. И самое удивительное, что, лучась этой любовью, Уорсли сохраняет свой взвешенный, объективный подход. Создательница "Гордости и предубеждения" предстаёт перед нами не глянцевой картинкой, но живой женщиной, мятущейся, ищущей. В канонической биографии Клэр Томалин была другая Остин - более отдалённая во времени, если можно так сказать.




Кстати, о времени. Уорсли пишет, что романы Остин зачастую воспринимаются через призму викторианства, эпохи славной не только историческими свершениями, но и особым суровым кодексом поведения, викторианской моралью. А ведь это был другой мир и другая мораль -- георгианство. Меньше чопорности, больше непринуждённости, игры, раскованности, артистизма. Где-то сказали о "Джейн Эйр" (простите бронтезавриху, даже в отзыве на жизнеописание Остин не могу не втиснуть Шарлотту Бронте): Джейн Эйр -- это типично викторианское изложение типично георгианской истории. Не знаю, насколько это верно.

Три основных лейтмотива, из них главный -- дом [Home] и переезды. Начинаясь утром в доме приходского священника, судьба Джейн Остен ведёт её в "чужую землю" через неустроенность и тайную свободу пансиона в курортный Бат с его празднествами и развлечениями, оттуда в "истинный дом", Чотон-коттедж, где ныне библиотека женской английской литературы, периодически -- в столицу по делам, и наконец, в домик на Коттедж-стрит в Винчестере. Откуда уже бездыханное тело понесли в последний путь, в Винчестерский собор. Неначитанный клирик трогательно удивлялся: "Что особенного было в этой леди, что столько людей желают знать, где её могила?"

Джейн Остин прожила короткую по нашим меркам жизнь. Всего сорок один год. Даже в юности она, как выражаются в старых медицинских руководствах, не пользовалась хорошим здоровьем. Впрочем, слыть здоровой и крепкой было... немодно. Из руководства для юных девиц, созданного "разумеется, мужчиной": «Если женщина хвастается своей недюжинной силой, своим выдающимся аппетитом и своей чрезвычайной выносливостью, нас от неё воротит". Анемия именовалась девичьей немочью. Девочка начинала менструировать -- начинала мучиться болями внизу живота и малокровием. Единственным лекарством от этого признавался плодовитый брак. Редингот, который предполагаемо принадлежит гениальной романистке, современная женщина надеть не сможет, будь хоть осиная талия. Покрой рассчитан на особу, у которой поперечное сечение этой самой талии не эллиптическое, как у нас с вами, а круглое, деформированное корсетом, с животом, выпяченным вперёд... Вообще подробности болезни и смерти в георгианскую эпоху -- это не для слабонервных. Один из братьев Остин был свидетелем того, как зачинщиков бунта расстреливали их же боевые товарищи, поставив коленями на гробы. А лучшая и любимейшая подруга Остин, мадам Лефрой, погибла, упав с лошади, промучилась после падения несколько часов. Мир без лекарств. Ни обезболивающих, ни антигистаминных, ни противотревожных, ни антибиотиков, ни-ка-ких. Люси Уорсли полагает, что нам ещё ой как пригодятся лечебники и медицинские советы того времени, а я так думаю -- минуй нас сей злой рок.

Итак: дом и быт, болезни с их неразлучной спутницей смертью, что же ещё? Дружба. Любовные чувства женщины, написавшей "Чувство и чувствительность", Уорсли описывает с почтением и пониманием, но на первый план неизменно выходит дружба. Кассандра, сестра и наперсница. Мадам Лефрой, наставница, которую сейчас вспоминают только благодаря творчеству ученицы. Элизабет и Алетейя Бигг, названые сёстры. Племянница Анна -- писательница и мемуаристка, посвятившая лучшие страницы "тётушке Джейн". Тот мир, тот дом, который исключительно домашняя романистка -- так аттестовал нашу героиню Бентли, издатель -- отыскала и сотворила для себя. При всей специфике тогдашних нравов георгианской женщине предписывался дом, домашние интересы и подчинённое положение. Свидетельствует Ханна Мор, популярная христианская писательница того времени: Девушкам следует внушать недоверие к собственным суждениям, они должны научиться безропотно внимать увещаниям и быть готовыми сносить принуждение. Уже после смерти сестры Генри Остин напишет буквально теми же словами: стойкое недоверие к собственным оценкам побуждало её [Джейн] скрывать свои произведения от публики...

В общем, жизнеописание одновременно зачаровывающее и реалистичное до ужаса. Впервые удалось мне не столько умом понять, сколько нутром прочувствовать, насколько то был другой мир. И знали ли его обитатели, догадывались ли, что их уклад, их вселенная будут вызывать неиссякаемый интерес потому, что скромная дочь священника написала несколько "домашних" романов?

21 век, 2017, русский язык, биография, 2019, английский язык, Великобритания, судьба женщины, писательницы, бытописание

Previous post Next post
Up