О
Джейн АддамсИз главы "ЖЕНЩИНА НОВОЙ ЭРЫ"
Самой удивительной женщиной этой удивительной эры стала Джейн Аддамс - основательница движения «центров помощи», реформаторка, публицистка и (куда менее популярная в этом качестве) идеолог пацифизма. Она была дочерью самого богатого человека в маленьком иллинойсском городке. В возрасте двух лет потеряла мать и стала светом в окошке для сурового отца и намного старших братьев и сестер. В колледже Джейн была лучшей студенткой и президентом своего класса. Она была настолько независима, что никогда не носила корсет.
Выпустившись из колледжа, Джейн хотела изучать медицину. Начиная с 1900 года росло число женщин-врачей, и процент женщин в профессии в 1910 году окажется самым высоким на ближайшие семьдесят лет. Но слабое здоровье Джейн и смерть отца помешали этим планам. Потребовалось несколько лет, чтобы до нее дошло, что источник ее депрессии - в отсутствии настоящего дела. Это было распространенной проблемой у выпускниц колледжей, которые не могли найти себе занятия, достаточно серьезного для их знаний и мотивации. Во время визита в Лондон Джейн посетила центр помощи городским беднякам, который возглавляли соцработники-мужчины. Она вернулась в Чикаго, исполненная решимости основать такой же центр, но с исключительно женской командой.
Чикаго тех лет насчитывал огромное количество бедных иммигрантов и образованных обеспеченных женщин, искавших себе чем заняться. Гений Джейн Аддамс состоял в том, чтобы сложить два и два. Иммигранты тянулись к ней, потому что она никого не судила и не осуждала, умела слушать и сочувствовать и была действительно заинтересована в том, чтобы понять точку зрения собеседника. Она не одобряла танцевальных залов, но могла доходчиво и без ханжества объяснить, почему девушки-иммигрантки так их любили, почему они предпочитали работу на фабрике услужению в чужом доме и почему их отцы голосовали на городских выборах за коррумпированных ставленников мафии.
Женщины высших классов видели в Джейн свою и с готовностью жертвовали ей деньги. Вместе с однокашницей Эллен Старр, Джейн носилась по Чикаго собирая пожертвования и ища место для будущего центра. В 1889 они нашли Халл-хаус, пустой старинный особняк, стоявший в центре бедного итальянского района. Он принадлежал богатой наследнице Хелен Калвер. После долгих уговоров Калвер сдала дом в аренду и так прониклась проектом, что сначала отменила арендную плату, а потом просто отдала дом в подарок. Эта бурная деятельность избавила Джейн от ее физических недомоганий и эмоциональных проблем. Впоследствии она говорила, что работа в центре помощи была так же полезна сотрудницам, как и клиентам, если не больше.
Джейн Аддамс - слева, Эллен Гейтс Старр - справа
Джейн переехала в Халл-хаус и впервые почуствовала себя по-настоящему дома, начала вить гнездо. Выставила в гостиной фамильное серебро, купила удобную мебель, повесила картины. Она стала маленькой хозяйкой большого дома, только вот дом был не традиционный. «Когда она была расстроена или взволнована, она начинала двигать мебель,» -- вспоминала коллега. Центр помощи иммигрантам, дом, где можно было не только помогать бедным, но и жить, стал символом разницы между викторианской женщиной и женщиной новой эры. Джейн Аддамс была сделана из того же теста что
Кэтрин Бичер, и Доротея Дикс, и
Клара Бартон. Их жизни, исполненные переездов, олицетворяли реальность, в которой у женщины, которая сильнее и умнее своего окружения, не могло быть постоянного дома, потому что долго таких женщин не терпела ни одна община и ни одна семья. Но у Джейн Аддамс и ее соратниц был постоянный дом. Они добились домашнего уюта и эмоционального тепла не с мужем и детьми, а друг с другом.
Халл-хаус в начале 20-го века
Джейн Аддамс и Эллен Старр сделали первую в Чикаго детскую площадку, основали ясли, вечерние классы, лектории и мастерские профобучения. Через два года в центре было более пятидесяти комнат, и в каждой шли занятия с восьми утра до восьми вечера. Тысячи людей приходили в Халл-хаус еженедельно. Одно лето Джейн и ее коллеги посвятили лоббированию городской администрации, чтобы из бедных районов начали вывозить мусор. Семьсот демонстраций за три месяца - и мусор начали вывозить.
К 1907 году Халл-хаус представлял собой настоящий кампус из тринадцати зданий, включая общежитие для работающих девушек «Джейн-клаб». В 1892 году в стране насчитывалось шесть центров помощи иммигрантам, к 1900 году их было почти сто. Как и многие «переходные» фигуры в американской истории, Джейн Аддамс забрасывала в общественное сознание новые идеи и одновременно имела успокаивающий эффект на публику, легко убеждала людей в том, что ничего опасно радикального она им не предлагает. Она была в каждом списке «лучшие люди Америки» и когда в 1931 году получила Нобелевскую премию мира, многие сказали: «Давно пора!»
Предыдущие части:
«Посвящена в тайны стирального корыта» «Откуда было знать, что она станет такой известной» «Стоя прямо на спине своей неоседланной лошади» "О, Лиззи! Ты нас всех на посмешище выставишь!" «Его дорогая супруга случайно упала за борт» "Не то, чтобы мечтала о том, чтобы мне объявили импичмент"