Туллия д’Арагона

Feb 25, 2018 04:23



Туллия д’Арагона (1510 - 1556) - знаменитая итальянская куртизанка, поэтесса, писательница и философ  XVI века.
Туллия родилась в Риме около 1510 г. Её мать, Джулия Кампана Феррарезе, была куртизанкой и пользовалась славой «самой знаменитой красавицы своей эпохи». Что касаетеся отца девочки, Джулия утверждала, что им был кардинал Луиджи д’Арагона, архиепископ Палермо. Кардинал, ее предполагаемый отец, позаботился об обучении Туллии, и она получила образование, которое в то время обычно девочкам не давали. В детстве считалась вундеркиндом, и гости матери поражались ее способностям.
С 18 лет Туллия пошла по стопам матери, впрочем, у дочери куртизанки выбора было не слишком много...
По тем временам Туллия д’Арагона не считалась красавицей. В моде были пухленькие миниатюрные блондинки, а ее описывали как довольно высокую и худощавую. Также говорили, что у нее нос крючком. На этом портрете кисти Моретто да Брешиа нос вполне прямой, но художник мог и подправить внешность модели, это было дело обычное.
Тем не менее, она была элегантной, остроумной, обаятельной, прекрасно пела, играла на лютне, так что поклонников у нее хватало.
Она много путешествовала и переезжала из города в города, так что сведения о ее биографии довольно отрывочны.
С 1526 по 1531 годы она жила в Риме.

Её часто видели в обществе поэтов, например Спероне Сперони, который воспел ее в своих «Диалогах о любви» (где она является одной из собеседниц).
В 1531 г. она, по некоторым сведениям пленила Филиппо Строцци, флорентийского банкира, прославившегося тем, что уничтожил самую красивую куртизанку Италии - Камиллу Пизана. Тем не менее, он влюбился в Туллию настолько, что стал делиться с ней государственными секретами и ему пришлось срочно уехать, после чего Козимо Медичи приказал его убить.
Другим возлюбленным Туллии был Эмилио Орсини, который основал «Общество Туллии», состоявшее из 6 кавалеров, поклявшихся защищать её доброе имя.
В 1531 году после некого скандала Туллия вместе с матерью была вынуждена переехать из Рима в Адрию на берега реки По, а затем в Феррару.

В 1535 г. она родила дочь, Пенелопу д’Арагон.
В 1537 г. Туллия проживала в Ферраре, на родине своей матери. Этот город, столица культуры и искусств, оказался тем местом, где Туллия смогла развернуться. Она завоевала Феррару экстравагантностью, певческим талантом и остроумными разговорами.
Два литературных гиганта того периода, Джироламо Муцио (который посветил ей «Трактат о браке») и Эрколе Бентиволио, отдали ей своё сердце. Муцио написал в честь куртизанки 5 эклог, именуя её в честь музы «Талией», а Бентиволио дошел до того, что вырезал имя Туллии на каждом дереве вдоль реки По. На несколько лет Муцио стал её любовником, редактором, а также надолго остался другом. Когда 4 года спустя Туллия уехала из Феррары, по этой причине покончил с собой как минумум один человек.

В возрасте 30 лет Туллия переехала в Венецию, город, полный куртизанок. Тем не менее, она и там заняла высшую ступеньку, покорив, в числе прочих, лучшего поэта города - Бернардо Тассо.
В 1543 году  в Сиене она вышла замуж  за Сильвестро Гвиккарди, уроженца Феррары, что позволило ей обойти суровые законы, мешающие её комфортной жизни и определявшие выбор одежды и места жительства для незамужних «девиц». Гвиккарди быстро исчез из её жизни. В 1544 году властям на нее поступил донос, что де факто она является куртизанкой, однако постановлений для них не слушается.
В 1545-6 г. Туллия, покинув Сиену (вероятно, одновременно с изгнанием оттуда испанцев), прибыла во Флоренцию, где стала близка ко двору Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского, несмотря на то, что по приказу герцога был убит ее прежний любовник Филиппо Строцци.

Свой дом во Флоренции Туллия превратила в академию философии для знатоков (cognoscenti), ее считали серьезной писательницей с разнообразной творческой тематикой. В тот период Туллия выпустила серию сонетов, воспевающих достоинства флорентийцев-современников. В 1547 году выходит ее книга «Диалоги о бесконечности любви» - беседы куртизанки с Бенедетто Варки (интеллектуальный король Флоренции) о природе любви, неоплатонические рассуждения о сексуальности и эмоциональности женщин в концепции романтической любви.
Тогда же вышло прекрасно изданное собрание стихотворений Туллии, которое она посвятила герцогине Элеоноре Толедской.

Благодаря заступничеству Варки, дошедшему до Элеоноры Толедской, Туллия была оправдана после нового доноса 1547 года и получила право не соблюдать предписание куртизанкам, запрещавшее им «носить драгоценности и шелковые платья», а также предписывающее «носить головной убор с жёлтой полосой, свидетельствующий о её профессии». Туллия получила от Козимо официальный статус «поэтессы».

Печать ее поэтических трудов, видимо, связанна именно с легимитизацией этого статуса.

После этого 38-летняя Туллия вернулась в Рим (1548), по причинам, которые остаются непонятными. Начиная с этого времени о её жизни известно немного. Инквизиция и ужесточившиеся консервативные нравы изолировали её от литературного круга, привычного Туллии, возможно, в Риме она не нашла друзей, подобных тем, которые были у неё во Флоренции.
Её последняя известная работа, видимо, написанная именно в эти годы - «Il Meschino». Это эпическая поэма в 36-ти песнях о юноше Джиаррино, взятом в рабство и ищущем родителей в странах Европы, Африки, Азии, в Аду и Чистилище. В предисловии к «Il Meschino» Туллия отстаивает право на обучение для женщин. Опубликована посмертно.
Туллия скончалась в 1556, похоронена в церкви Сант-Агостино, рядом с матерью и дочерью.

Сонет Туллии в переводе Софии Пономаревой:

XXXVIII. - A Piero Manelli
К Пьетро Манелли,
молодому флорентийцу и поэту

Вас и меня природа (иль Создатель) сотворили
По мерке сходной, очень старой; и материя одна.
Так в чем причина, что мне гордость с честью не дана,
И мыслить дар - коль Вас, Манелли, ими наделили?

Духовно я весьма проста, Вы как-то говорили,
На людях не осмелюсь петь, настолько смущена,
Вы знаете - отвага во мне страхом сожжена,
Ведь никогда мне с Вашим не сравняться стилем?

Нет, Пьетро, точно знаю, не сумеете поверить:
Я в точности как Вы тружусь, чтоб к небесам взлететь
Душой; а именем - внизу добиться славы вечной.

И коль судьба не будет злой - мечтаний не развеет,
То прежде чем наступит час покинуть тела клеть,
Увижу утоленье своей жажды вековечной.

Источники: 1, 2, 3

итальянский язык, Италия, 16 век, поэзия, Ренессанс, судьба женщины, Европа, философия

Previous post Next post
Up