Книга македонской писательницы Лидии Димковской "Резервен живот" вышла в 2013 году, в 2015 году ее перевели на болгарский.
Главная героиня и рассказчица - Злата, одна из сиамских близняшек. Злата и Сребра родились со сросшимися головами,
где-то так. История начинается в 1984 году, когда им по 12, и охватывает 28 лет.
Непростая жизнь у героинь... Сразу после рождения девочек их отца и мать вместе с ними выгнали из дома папины родители. Впрочем, они и до того плохо относились к невестке (деревенская!), свекор даже бил ее во время беременности. Да и с родителями Злате и Сребре не очень повезло. В детдом не сдали, и то хорошо, но вообще они были людьми скупыми и бесчувственными, материнской и отцовской любви сестры не чувствовали.
Общее отношение окружающих - понятно какое. На них чуть ли пальцем не показывали, при этом многие считали их умственно отсталыми, хотя во всем остальном они были совершенно нормальны, не считая сросшихся голов.
Друзей у них было мало: только соседская девочка Роза и сирота Богдан. Роза погибла в 14 лет, и эта была первая потеря, которую пришлось пережить сестрам.
Тяжело им было и в бытовом плане - и мебель, и одежда нужны особенные. И - полная невозможность какого-то уединения, личного пространства: в туалет вместе, ложиться спать вместе, вставать вместе, мыться вместе, идти куда-то или оставаться дома вместе. Даже в выборе ВУЗа одной из них пришлось уступить - по желанию Сребры обе поступили на юридический, хотя Злату юриспруденция не интересовала.
Вообще по характеру и убеждениям они очень разные: Сребра атеистка, а Злата верующая, Сребра мечтала стать адвокаткой, а Злата писательницей.
Неудивительно, что сестры всю жизнь мечтали, что их когда-нибудь разделят и они заживут нормальной жизнью. В Македонии им такой операции сделать не могли.
Особенно "весело" стало, когда Сребра вышла замуж (не очень-то реалистичный поворот сюжета, как по мне, но это все-таки художественное произведение).
Только в возрасте 24 лет у них наконец-то появилась возможность отправиться в Лондон и сделать долгожданную операцию. Риск был очень велик, их выживание никто не гарантировал. Пришлось подписать бумаги, в которых обе соглашались, кого спасут в случае необходимости выбирать. Злата сказала: "Сребру!", а Сребра сказала: "Злату!" Но Злата успела первой вписать имя сестры в документ.
Но вышло все не так. Спасти Сребру не оказалось возможности, и выжила только Злата. Она никогда не говорила, что Сребра умерла, только что она "не пережила операцию", "не выжила".
Дальнейшая жизнь Златы тоже оказалась далеко не легкой. В ее жизни было еще много потерь и трагедий - смерти близких родственников, которые она переживала очень болезненно, гибель любимого мужчины у нее на глазах, несправедливое обвинение и тюремное заключение (а это означало для нее еще и разлуку с совсем маленькими детьми). Это, пожалуй, центральная тема книги - трагичность жизни и переживание потерь, которые неизбежны в судьбе каждого человека. Но "запасной жизни нет", к такому выводу в итоге приходит Злата.
Ну и, конечно, сиамские близнецы - это явная аллюзия на разделение югославских республик. Вот один из эпизодов:
"Однажды к нам приехали в гости родственники из Приштины и сказали: "Нет жизни с шиптарами!" Я была смущена, а Сребра разнервничалась. Наши виски пульсировали. Сребра сказала, что наверняка и албанцы в Косово говорят то же самое о них: "Нет жизни с сербами!" Я не знала, почему люди не могут жить друг с другом.
- Тогда пусть разделятся, - сказала я Сребре.
- Они не могут, и у них сросшиеся головы, как у нас, - ответила она. - Но все-таки могли бы при помощи хирургического вмешательства. Но точно прольется кровь, точно будут жертвы."