Книга стала бестселлером и была номинирована на Премию журнала НИН, самую престижную литературную награду Сербии. Для того, чтобы стать лауреатом, писательнице не хватило одного голоса в финальном голосовании жюри. В последующие годы «Страх и его слуга» выдержал несколько изданий, став самым продаваемым сербским романом 2000-х годов.
Удивительно даже, что в Сербии столько ценителей постмодернизма :)
Что такое постмодернизм - об этом до сих пор спорят. Постмодернизм это... Двойное, тройное и так далее дно. Эклектичность. Многочисленные аллюзии. Мрачный юмор. Чтобы понимать такие вещи, читателям нужен серьезный культурный багаж. Может, поэтому книга отмечена как "18+", других причин не вижу, того, что обычно понимают под "взрослой" тематикой - избытка секса и насилия - в книге нет. Не могу похвастаться, что поняла всё-всё, напротив, книга в какой-то степени осталась загадкой.
У меня эта книга ассоциируется в первую очередь с "Мастером и Маргаритой". Наверно, потому, что в ней тоже один из планов повествования - переосмысленная история Христа, которого главный герой называет "Беззубым". А главный герой - сам дьявол. И он же, по-видимому, и есть "слуга страха", упомянутый в заглавии. Да, дьявол боится, очень боится. Чего? Вампиров. Ведь если мертвецы начали восставать из могил - это верный признак приближения Страшного Суда. И вот дьявол едет в Белград, чтобы выяснить, действительно ли вампиры существуют.
Одна из тех вещей, которые мне понравились в книге - это то, как писательница переосмысляет некоторые теологические вопросы.
Например, вот сцена на Масличной горе, где по версии дьявола, и происходило настоящее искушение Христа - непосредственно перед его арестом.
"- Если мы сейчас пойдем, все будет длиться вечно. Не будет конца света, не будет Страшного суда, не будет ада…
- Но будет смерть, - сказал он и пристально посмотрел на меня. Я проглотил вино, и оно комком встало у меня в горле. Потом выпил всю свою чашу до дна. Никого из его глупых учеников поблизости не было. Поднимаясь сюда, я прошел мимо Петра, он храпел под деревом. Иоанн, скорее всего, подслушивал, это было бы на него похоже.
- У меня под плащом спрятан короткий меч. Они скоро будут здесь, но мы еще можем сбежать.
Некоторое время он молча смотрел на меня.
Внизу опять что-то забелело. Должно быть, это Иоанн.
Я никогда не обещал ему ничего исключительного и невиданного. Такие обещания годятся только для дураков и ненормальных. Я просто предложил спасти его жизнь, здесь на Масличной горе. Я просто старался уговорить его сбежать подальше от этого жернова для маслин. Я никогда не обещал ни хлеб вместо камней, ни способность летать, ни могущество. Никогда. Все это выдумали позже, чтобы представить меня более сильным и страшным. Я должен был казаться бесконечно опасным, чтобы он выглядел бесконечно добрым.
Он остался сидеть на жернове.
- Я больше не могу, - почти плакал я. - Больше не могу бояться. Не могу больше думать об аде. Отступись, и ада не будет. Дай людям жить и умереть. Что им еще надо?
- Ад там, где ты, и где ты, там ад. Я не могу тебе помочь. Я пришел победить смерть, и я могу победить ее только смертью. Своей.
Он замолчал. И долго молча сидел на камне."
Или вот, о Страшном Суде:
"- Неужели ты думаешь, что судить будут по законам и праву? Что судьи, как в Англии, войдут в зал суда, высокопарно поклянутся на книге? Ударят молотком? Что с левой стороны будет защита, а с правой - обвинитель? Нет! Там будет только Беззубый. Он будет ломать печати, как ангелы его, печати давно написанных приговоров. С которых исчезли чернила, они стерлись от неописуемых страданий и боли. Но ему это безразлично. Он предъявит тебе каждое твое слово, каждое движение, каждую мелочь и не спросит, почему ты так делал, было ли тебе трудно, мог ли ты поступить иначе. Уж он-то ничего не пропустит. Не обольщайся. Не будет ни зала суда, ни защиты, ни оправдательных приговоров. Потому что он превратит весь мир в один зал суда, чтобы никто никого не смог защитить. А он сам и обвинитель, и судья. Не будет там ни закона, ни права.
- Но право от дьявола, а справедливость - от Бога. Так и должно быть, по справедливости, а не по праву.
- Да, право мое, а себе возьми его справедливость. Только где он сейчас, почему не судит каждый день, люди нуждаются именно в этом, а где сейчас на земле его справедливость?! Где он в то время, когда заседают суды? Где его помощь людям?
- Право - на этом свете, а справедливость будет на том.
- А я тебе вот что скажу: если судить по справедливости, то виновны будут все."
Даже удивительно, что эта книга, весьма популярная, не вызвала страшный вой церковников :D Богохульство же. А я такое люблю и ценю)))
Предыдущий пост о книге в сообществе Пост о писательницеСкачать книгу можно здесь