Выписала тут немножечко из "Воспоминаний Адриана":
* Самый великий обольститель в конечном счете не Алкивиад, а Сократ.
* Наша большая ошибка состоит в том, что мы пытаемся непременно добиться от человека таких качеств, которых у него нет, и не развиваем в нем того, чем он обладает.
* В Риме простуда - привилегия императоров, поскольку в любую погоду им запрещается что бы то ни было надевать поверх тоги...
* Даже добродетели его постарели. Его тяжеловатая веселость, за которой прежде скрывалась подлинная доброта, стала теперь всего лишь привычной маской; твердость вылилась в упрямство; склонность к немедленным и решительным действиям - в полное нежелание мыслить.
* Цезарь был прав, когда говорил, что лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме. Дело тут не в гордыне и не в тщеславии, а в том, что человеку, находящемуся во втором ряду, остается лишь выбирать между тремя видами опасностей - теми, какими грозит подчинение, теми, которыми чреват бунт, и самыми грозными из всех - опасностями компромисса.
* ...я знал, что добро, как и зло, - дело привычки, что временное продлевается, что внешнее проникает внутрь и что маска становится в конечном счете лицом.
* Мне неприятно слово «идеал», потому что оно уводит от реальности.
* Я знаю, что любая попытка облегчить человеческую участь наталкивается на возражение: люди, мол, этого недостойны. Но я без труда его отметаю: пока мечта Калигулы остается неосуществимой и весь человеческий род невозможно свести к одной-единственной, подставленной под нож голове, мы вынуждены терпеть людей, укрощать их, использовать в своих целях; и, конечно же, нам выгодно приносить им пользу. Мои поступки основывались на ряде наблюдений, которые я издавна производил над самим собой: любое вразумительное объяснение всегда меня убеждало, любая учтивость покоряла меня, переживаемое мною счастье почти всегда делало меня мудрым. И я пропускал мимо ушей благонамеренные речи тех, кто старался уверить меня, будто счастье размягчает человека, будто свобода его расслабляет, а гуманное отношение портит того, с кем мы гуманно обходимся. Возможно, так оно и есть, но бояться этого при нынешнем положении дел - все равно что отказываться досыта накормить голодного человека из опасения, что через несколько лет он начнет страдать полнокровием.
* Думаю, что вся философия мира не в силах отменить рабство; самое большее, что можно сделать, - это по-другому назвать его.
* Большинство всех наших зол проистекает из того, что у нас чересчур много людей или постыдно богатых, или отчаянно бедных.
* Строить означает сотрудничать с землей...
* Счастье - всегда высокое произведение искусства: малейшая оплошность искажает его, малейшая нерешительность губит, малейшая неловкость уродует, малейший вздор оглупляет.
* Память большинства людей - заброшенное кладбище, на котором без любви и без почестей лежат забытые мертвецы, и всякое горе, если оно неутешно, оскорбительно для этой забывчивости.
* ...отвергая, как и он, предписание, требующее от человека любить своего ближнего как самого себя; оно слишком противоречит человеческой природе, чтобы его мог искренне принять человек заурядный, который всегда будет любить только себя, и совершенно не подходит для мудреца, который особой любви к себе самому не питает.
* Три четверти наших интеллектуальных упражнений - это всего лишь узоры на пустом месте.
*...а чтобы на своих ошибках учиться, времени не дано ни империям, ни людям.
* постоянная возможность самоубийства помогала мне с большей стойкостью продолжать существование; так наличие под рукой микстуры со снотворным успокаивает человека, страдающего бессонницей.
* Размышления о смерти не могут научить умирать; они не делают уход из жизни более легким, но легкость - не то, чего я теперь ищу.