Франция: Софья де Сегюр.

Apr 10, 2016 23:21

Все читавшие "Войну и мир" помнят трагикомический и в то же время грозный образ графа Ростопчина, главнокомандующего Москвы, организатора не только эвакуации города, но и, как считалось тогда, его пожара. У Ростопчина, прозванного "Федькой-сумасшедшим", было шестеро детей (и ещё двое рано умерли), которые воспитывались в имении Вороново при чрезвычайной строгости: их часто наказывали телесно, запрещали пить между приёмами пищи. Старшая дочь Ростопчина, Наталья, в своих мемуарах утверждала, что детство для неё было временем постоянной мучительной жажды, а средняя, о которой я вам и расскажу, обессмертила папеньку под именем генерала Дуракина. Но это будет потом, а пока Ростопчин, которого чуть ли не официально называют московским Геростратом, едет на воды во Францию лечить геморрой, а мать семейства, ревностная католичка, пожив некоторое время в Петербурге, с детьми поселяется в Париже. Там их принимает с распростёртыми объятьями генеральша Софья Свечина.

О Свечиной упоминают часто, но с иронией, довольно безосновательной. Эта русская аристократка приняла католичество, вынуждена была эмигрировать, и в её салоне процветали интеллект, эрудиция и талант к беседе. Вскоре Софья Ростопчина стала католичкой и вышла замуж за католика - графа де Сегюр, сына французского посла при дворе Екатерины Великой. Отец подарил ей на свадьбу огромную сумму денег, и молодожёны приобрели в Нормандии усадьбу, где природа походила на далёкое оставленное Вороново. Почти всю жизнь Софья де Сегюр [Sophie Rostopchine, comtesse de Ségur] провела там, родила и вырастила восемь детей, принимала в гостях известных писателей и религиозных деятелей... по некоторым источникам, переболела серьёзным вензаболеванием, которое занёс муж-распутник, страдала изменениями психики, в частности, нервной немотой... счастливые браки по любви такое дело... а в пятьдесят семь лет сама опубликовала книгу: лечебник детских болезней. Книженция довольно дикая: от коклюша предлагают лечить белладонной. И кто бы мог подумать, что с этой брошюры начнётся целая серия детской литературы, которая станет вехой в развитии этой отрасли. "Сонины проказы", "Примерные девочки", "Франсуа-горбун", "Генерал Дуракин" - кстати, эта последняя посвящена России и создала образ русских в глазах французов. Книгами этими зачитывались в детстве Цветаева, Набоков. До сих пор они систематически переиздаются, экранизируются, изучаются в школах и вузах. Но когда я прочла "Примерных девочек" - не шучу, глаза вылезли на лоб. Понимаю, почему де Сегюр стала культовой писательницей, понимаю, как это всё было ново и ярко в те времена, однако сейчас читать такое ребёнку - разве что в пересказе.


    

Начало. Две благонравные крошки Камила и Мадлена гуляют вдоль дороги. Внезапно из-за поворота выезжает карета, влекомая обезумевшими лошадьми. Бух, шарах, карета всмятку, кучер насмерть, кони издыхают в постромках. Девочки, 10 и 8 лет (?), не теряя присутствия духа оказывают первую помощь малютке-пассажирке и констатируют смерть её мамы (к счастью, ошибочно).

* Малютку укусил бешеный пёс. Её лечат солёной водой и чесноком, исцеляют (!) и только затем сообщают её матери.

* В гости приезжает нехорошая девочка Соня, которую злая мачеха, толстая и разнаряженная, систематически со смаком сечёт. Соня ворует, бранится и вообще самая симпатичная.

* Сторож пригласил барышень посмотреть ёжиков. Я расслабилась, слава Богу, думаю, ёжики. Как не так! Зверьки у них удрали. Тут сторож хватает ружьё, у самой спасительной норы убивает маму-ежиху, а ежат забирает и бросает в пруд, чтобы они утонули. Девочки рыдают, но ежей надо истреблять, потому что они разоряют гнёзда. Отплакавшись, малышки идут на пруд смотреть, утонули ли ежата. Один ещё барахтается. Соня решает его добить палкой по головке из милосердия и сама падает в пруд, едва не тонет. Итог:



* Девочки теряют куклу, а крестьянскую девчонку, которая эту куклу нашла и отказывается отдавать, порют плетью.

* Девочки выкармливают коноплянку, она непослушно улетает от них в сад, и там её разрывает коршун, лапки направо, голова налево... Непослушными быть опасно.

И далее в аналогичном роде. Благочестивая графиня, впрочем, противница телесных наказаний, агитирует матерей за карцер. Так или иначе, взрослым читательницам книга предоставит немало поводов для размышления.

В 1866 году Софья де Сегюр стала терциарией ордена францисканцев, но не отказалась от творчества. Последовавшее банкротство вынудило её продать усадьбу, и она умерла в Бретани где и похоронена. На могиле писательницы эпитафия: Богу и детям.

дети, детские книги, Франция, история выживания, 19 век

Previous post Next post
Up