Дорис Лессинг "Пятый ребенок" (1988)

May 15, 2014 10:34

Мне эту книгу прошлой осенью очень советовала подруга Марта, эту и "Возлюбленную" Моррисон.
Очень, сказала она, сильные книги. Слезами умоешься, но читать надо.
Вот такая у меня убедительная рекомендация получается:)

Я хотела повесить фотографию молодой Лессинг, но потом подумала - а зачем? какое прекрасное, умное лицо, полное достоинства у этой старой женщины. Давайте выступать за право женщин на старость, на то, чтобы видеть не только молодые женские лица, за право уважать свое лицо таким, каким оно непременно станет.




(1919 - 2013), Нобелевская премия по литературе 2007 года за "эпические произведения, описывающие женский опыт".



Год издания: 2008
Издательство: Эксмо, Домино
Серия: Интеллектуальный бестселлер

Гарриет и Дэвиду с самого начала удается осуществить прекрасную мечту всех молодоженов: у них есть большой и уютный дом, стабильный доход, четверо счастливых и прелестных ребятишек и куча любящих родственников. Каникулы в их доме - изобильные праздники жизни и семейного счастья. А потом у них появляется пятый ребенок, ничего сверхъестественного... Но вот человек ли он?
Дополнительная информация об издании

Переводчик: Николай Мезин

Рецензии:

"аверное, случается так, что родители не любят своих детей. Вот без причины - проникаются к ним странной необьяснимой ненавистью, когда те еще и натворить ничего не успели-то.
Я такое в мультиках видела, постродовая депрессия называется.
Но у нас ситуация немного иная.
Итак, перед нами - идеальная семья. Такая, знаете, семья-семья - деточек купочка, муж с женой, родственники. друзья и близкие - и все это сплочено вокруг дома.
И тут жена начинает ощущать ненависть к новому ребенку, которого она носит под сердцем. Грустно, но так.

Но ребенок ли это?!!!

Кто такой Бен? Это странное существо, которое вырывает право на существование у матери, семьи, мира? Оно взрослеет не по годам, сильно, и живет так, будто его окружают враги.
Впрочем, тут вопросов со знаками восклицания не нужно.
Так оно и есть.
Его окружают враги - ведь весь мир по какой-то странной, непонятной причине, едва увидев его, проникается к Бену отвращением и начинает строить планы по его устранению.
А он учится - учится быстро и хорошо: убивает, улыбается, не попадается на глаза и не выходит из комнаты.

Где-то в середине текста мне очень хотелось вытащить из закромов памяти Печорина с Онегиным и сказать: вот ЭТО - лишний человек.

Впрочем, человек ли он?

Я не знаю.
В этой книге все не то, что кажется."

"Гарриет и Дэвид влюбились в друг друга с первого взгляда. Судьбоносная встреча, во всем они были похожи. Но главная их общая мечта - это иметь большой дом и много детей. Не откладывая свои планы в долгий ящик, они приступили к их исполнению. Каждый малыш был настоящим счастьем для родителей. Но вот Гарриет забеременела в пятый раз. Уже на третьем месяце женщина чувствовала, что этот ребенок не такой как все. Страх и неприязнь росли в ней вместе с малышом. И вот, наконец, он появился на свет. Но кто это? Человек ли он вообще или атавизм, оставшийся в генах родителей с древних времен?

Конечно, книга фантастична. Конечно, такого не может быть. Но если на секундочку представить, что все-таки Бен появился на свет и живет среди нас, то как должны вести себя окружающие? Хотя никто никому ничего не должен, но мы же «развитое общество», «толерантны» ко всем и вся. Только на деле выходит иначе. Каждый готов закидать несчастную мать камнями, обвинив именно ее в появлении Бена. В остальном же лучшая позиция - бич современности! - абсолютное безразличие к окружающим и их проблемам. Все делают вид, что ничего не происходит. Об этом написано много книг: самое сильное чувство одиночества человек испытывает в толпе. Поэтому «Пятый ребенок» - это книга не о счастливой семье, не о Бене-тролле (или кто он там), но об одиночестве в обществе, где каждый готов оградить себя от проблем других людей, будучи уверен, что именно с ним не может случиться такая беда. И на чем зиждется эта уверенность?.."

"Пятый ребёнок - Бен - появляется как наказание за излишнюю самоуверенность супругов, за безрассудное, эгоистичное стремление к собственному придуманному счастью за счёт других. И я отнюдь не злорадствую, как можно подумать. Напротив: слишком явственно я узнаю в героях себя, а в их истории - свою ситуацию. Тёщу на много лет они превратили в домашнюю рабыню, а свёкра - на нескончаемый денежный мешок. Всех вокруг они заставили себя любить, уважать, жалеть и восхищаться, позабыв об остальных детях и внуках. Потому что это они хотят счастья, это им нужна помощь, понимание и поддержка. Это они строят идеальную семью, и потому - самые лучшие.

Так нельзя. Я тоже так поступала в своё время, и знаю, сколько на самом деле лишних неудобств и проблем создаёт упрямство молодой семьи и стремлении наплодить чудных ангелочков.

Конечно же, жаль разбитой семьи, жаль маленького недолюбленого Пола, жаль Бена, который оказался чужаком не только для своих близких, но и для всего мира, в который попал. Но истинный ужас вызывает судьба Гарриет. Потому что именно мать страдает больше всех, когда у неё появляется больной, «не такой как все» ребёнок. Муж отдаляется, другие дети ревнуют, родственники шепчутся и поглядывают с жалостью и осуждением.

А что они сделали, когда Гарриет была беременна этим маленьким монстром, который дубасил её внутри, как заправский боксёр? Она каждую ночь кричит (!) от боли, и умоляет на ближайшее Рождество не устраивать грандиозного празднества, а ей говорят: «Да чего ты? Да давай! Мы справимся!»

Если вы не верите ни в каких гоблинов, и вам не нравится слово «атавизм», можете считать это метафорой. Представьте на его месте ребёнка с психическими отклонениями, склонного к агрессии или малыша с врожденным уродством. К сожалению, женщина остаётся наедине со своей бедой и никто не стремится ей на помощь. Нравы современного развитого общества в этом отношении не сильно отличается от первобытных. Она «стратила», произвела на свет негодное, бракованное дитя, и потому сама должна теперь о нём заботиться. Это её персональное горе. Никто не виноват. Никто не мешал ей избавиться от ребёнка.

Повторюсь, что если кому-то эта история кажется надуманной и бессмысленной, вспомните, сколько сейчас несчастных, больных деток находятся в «Домах малютки». Без лечения, без родительской любви, дети-инвалиды оказываются не нужными никому. Очень часто - при живых родителях. И логика последних довольно проста: как сказать близким? как смотреть в глаза соседям? как дальше жить, если все силы, время и деньги придётся положить на этого ребёнка? зачем это вообще нам нужно? И последний самый веский аргумент: ему так будет лучше, потому что ТАМ ДОЛГО НЕ ПРОЖИВЁТ.

По прочтении я задала себе вопрос, и поняла, что поступила бы точно так же, как и Гарриет. Я бы тоже забрала Бена из лечебницы домой…"

"Первый прочитанный у Дорис Лессинг роман оказался совсем небольшим, но мыслей вызвал массу, в частности, в связи с образом одного из центральных персонажей, а именно Гарриет, матери Бена. Сознание мое она потрепала изрядно, но и на подумать тоже осталось.

Во-первых, это стремление Дэвида и Гарриет быть счастливыми во что бы то ни стало. Похвально, конечно, но такое такое стремление не должно быть столь по-детски наивным и должно учитывать хотя бы денежный вопрос и что утопии как таковые - совсем не живучие штуки. Настолько игнорировать действительность в наш век - это печально.
Во-вторых, Гарриет более чем доводит меня своим "я буду рожать горы детей". Здорово, конечно, но опять же настолько не думать о возможных проблемах на пути к такому счастью - у меня даже слов не хватает. Здесь и проза жизни опять-таки касательно денег, и тот факт, что на горы детей матери при всем желании надо разорваться, но каждому уделить внимание, подарить улыбку и прочее. Гарриет же еще в этой сфере, хм, считай совсем девчонка и производит не самое лучшее впечатление. Я уже молчу про потрясающий выход, который она нашла вместе с мужем - счета пусть оплачивает дедушка детей, а заботы по дому, готовку, уборку и все остальное на себя возьмет бабушка. Действительно, зачем ей своя собственная жизнь, бабушки же созданы, чтобы помогать день и ночь и нести на себе все, пока Гарриет будет рожать еще и еще. Эта часть повергла меня в реальный шок, потому что родители издревле учили меня не садиться на шею и пытаться все делать самой. У меня нет собственных детей, но все равно у меня не получается представить себе оправдание для ситуации, когда Дэвид и Гарриет чуть ли не в открытую ставят перед фактом своих будущих помощников по дому и деньгам, мол, вам же делать нечего, так вот будете нас содержать. Фантастика.

Все это милый зачин в лучших традициях эгоизма во имя великой цели. Четыре ребенка, огромный дом, нереальное постоянное число гостей, и все типа счастливы и прочее. Но тут у Гарриет пятый - и он совсем не похож не то что на остальных детей, он вообще на ребенка совсем не походит. Здесь я крепко задумалась над тем, зачем автор сделала Бена именно таким? Показать, что в нашем мире есть место чему-то иному? Показать жестко эволюцию Гарриет как матери? Или это попытка особой призмы для того, чтобы показать те или иные неприятные стороны нашего мира? До сих пор не совсем мне понятно, но одно ясно точно - удивительное дело, но Гарриет все-таки удалось после всех переживаний и собственных неприятных мыслей и побуждений остаться Бену настоящей матерью. Да, остальные дети вышли побоку, да, с моей точки зрения Гарриет как и Бен фактически выпали из семьи, но тем не менее тонкая ниточка, что их соединяла, осталась на месте. А что же сам Бен? Не знаю, отчего-то совсем не было желания покопаться в его образе, разобраться и подумать. Для меня "Пятый ребенок" - это история именно зачина семьи и проблем семьи, а не история ребенка, который вовсе не отсюда и который постоянно ищет свое место, сверкая злыми глазами и бешено крича."

материнство, постмодернизм, русский язык, осмысление женского опыта, драма, английский язык, Великобритания, 20 век

Previous post Next post
Up