По преданию, оставленному потомкам Нестором-летописцем, один из первых христианских проповедников апостол Андрей Первозванный остановился на берегу Днепра и сказал сопровождавшим его ученикам: «Видите горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья. И будет город великий, и много церквей Бог здесь воздвигнет».
И взошел святой Андрей на гору, и поставил на ней крест. С тех пор в честь этого легендарного события гора носит название Андреевской. В 1086 году на ней была построена деревянная Андреевская церковь и при ней - женский Янчин монастырь, названный в честь первой игуменьи внучки князя Ярослава Мудрого Янки (Анны). Вблизи монастыря в 1212 году сооружена Крестовоздвиженская церковь как символ основания города.
Андреевская церковь стоит на горе, возвышающейся на 87 метров над уровнем Днепра. Однокупольный храм с пятиглавым завершием имеет в плане форму четырехконечного креста, в углах которого расположены декоративные башни на массивных столбах, играющие роль контрфорсов. Общая высота сооружения - 60 метров (без стилобата - 46), длина с востока на запад - 32 м, ширина - 23 м, диаметр купола - 10 метров. Четкий массивный прямоугольник врезанного в гору двухэтажного основания подчеркивает легкость ажурного силуэта церкви. К входу в церковь ведет широкая парадная лестница: вначале она была деревянной, а позже построили чугунную с 53 ступенями и тремя площадками.
Цокольное здание, предназначенное для священнических покоев, никогда не использовалось по назначению. В XIX веке здесь размещались странники и богомольцы во главе с Иоанном Расторгуевым, по прозвищу «Босой», пещерная церковь св. Сергия Радонежского, церковь святых Захарии и Елизаветы. В 1949-59 гг. в помещениях работала Киевская духовная семинария, затем - проектные организации, а с 1992 года цокольное здание передано Духовной академии и семинарии Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Андреевская церковь, возведенная в XVIII веке на месте прежней деревянной, обязана своим появлением российской императрице Елизавете Петровне (1709-1761). В конце лета 1744 года государыня прибыла в Украину - на родину своего фаворита Алексея Григорьевича Разумовского (1709-1771), выходца из казацкой семьи села Лемеши Козелецкого уезда Черниговской губернии. Романтические отношения дочери Петра Великого и красавца_певчего Петербургской капеллы увенчались тайным бракосочетанием, и эта поездка стала своеобразным свадебным путешествием на родину любимого. Потратив на дорогу из Санкт-Петербурга целый месяц, государыня 25 августа добралась до Киева и оставалась здесь до 12 сентября.
Заботясь об укреплении своего авторитета среди украинской знати, она посещала святые места, делала щедрые пожертвования церквям и монастырям, распорядилась разработать проект укрепления комплекса Киево-Печерской лавры. Тогда же Елизавета Петровна решила основать в Киеве свою летнюю резиденцию и построить дворец с придворной церковью. Местом сооружения дворца она выбрала район виноградного сада на Печерске, а дворцовой церкви - Андреевскую гору. 9 сентября 1744 г. состоялась церемония закладки храма.
Елизавета Петровна собственноручно положила в основание престола «первый камень», и как символ будущего строительства на этом месте был установлен деревянный крест. Разработка проекта церкви была поручена архитектору Большой колокольни Киево-Печерской лавры Иоганну Готфриду Шеделю (1680-1752), а земляные работы должен был проводить инженер-подполковник Д. Дебоскет. В начале 1745 года Шедель отправил в Петербург план и фасад церкви, но проект был отклонен, а со временем и чертежи потерялись.
Фасады Андреевской церкви по замыслу архитектора богато украшены сложным рельефным декором, лепными наличниками окон, ниш и входных дверей, чугунными литыми позолоченными капителями пилястр и колонн, картушами кокошников и наличников. Нарастая снизу вверх, пышность убранства восхищает разнообразием цветовой гаммы, богатством позолоты рельефных деталей. Силуэт храма четко вырисовывается на фоне неба. Бирюзово-белый цвет стен, изящные декоративные купола, далеко отстоящие от центрального купола; маковки, увенчанные ажурными позолоченными крестами - все это и создает образ легкости, изящества, высокой гармонии с окружающей природой.
К составлению нового проекта был привлечен придворный архитектор Франческо_Бартоломео Растрелли (1700-1771), работавший в то время над одним из самых крупных заказов императорского двора - проектом Смольного монастыря. Как считают исследователи творчества Ф. Б. Растрелли, архитектор никогда не бывал в Киеве и для разработки проекта Андреевской церкви использовал проект из раннего варианта Смольного монастыря.
Ф. Б. Растрелли - один из выдающихся архитекторов середины ХVIII века. В его творчестве блестяще соединились достижения архитектурной мысли Западной Европы и национальные традиции. Растрелли оставил богатое творческое наследие и в значительной мере повлиял на формирование и развитие стиля отечественной архитектуры середины XVIII столетия - барокко. Безудержная фантазия соединилась в творчестве мастера с тонкостью расчета, изысканность художественного мастерства - с чуткостью к народным традициям.
Внутреннее убранство Андреевской церкви исполнено по образцу сооруженных Ф. Б. Растрелли дворцовых церквей Петергофа и Царского Села: тут все наполнено пышной светской декоративностью, свободой, театральностью. В 1752 году была исполнена большая часть работ по иконостасу. Столярные мастера и резчики по эскизам и шаблонам, изготовленным собственноручно Ф. Б. Растрелли, резали из липового дерева роскошное обрамление икон, пышные украшения царских ворот, кронштейны, коринфские капители, фронтоны, раковины, гирлянды из цветов и плодов, листья аканта, фигуры ангелов и святых. Это подлинные образцы искусства резьбы по дереву, в котором гармонично соседствуют позолоченная и полихромная скульптура, рельефная, плоская и горельефная резьба. В сочетании с богатым лепным позолоченным орнаментом на светлоголубых стенах, куполе и сводах храма они создают атмосферу праздничного жизнеутверждающего настроения.
Роскошный иконостас сразу же притягивает взор входящего в церковь. Он состоит из трех частей: верхний ярус достигает самого свода, ярусы разделены карнизами, а по вертикали - пилястрами. В трактовке архитектора иконостас, как главный акцент интерьера, играет роль сияющих золотом и пурпуром театральных кулис. Кафедра проповедника имеет вид театральной ложи.
Частью декоративного оформления храма была хрустальная люстра-паникадило, отлитая на заводах Петербурга. Укрепленная на металлическом кольце в куполе, она имела сложную конструкцию, украшенную хрустальными подвесками, чашами, гирляндами, цепями, розетками. Это был настоящее произведение искусства стиля барокко. Паникадило неоднократно позже заменялось.
Живописное оформление интерьера является ярким образцом религиозного искусства середины XVIII века в жизнерадостном стиле барокко. Фигуры библейских и евангелических персонажей объемны, поданы в движении и экспрессии, их лица наполнены радостью жизни и здоровьем. Живопись храма пышная, скорее декоративная, а не условно-иконописная, насыщенная яркими вишнево-красными, темно-зелеными, синими красками. Большинство икон для иконостаса выполнены в Петербурге в 1751-52 гг. «живописной командой» Канцелярии от строений во главе с известным русским художником И. Я. Вишняковым (1699-1761). Исследователи считают, что непосредственно его кисти принадлежит образ Богоматери с младенцем из нижнего ряда иконостаса. В 1752 году в Киев для монтажа иконостаса был направлен «живописный подмастер» из команды И. Я. Вишнякова - А. П. Антропов (1716-1795), проявивший неординарные организаторские способности, самостоятельность и яркий талант. Вместе с помощниками Антропов расписал купол, своды притвора, алтаря, кафедру, часть икон для иконостаса. Кисти Антропова принадлежит главная композиция алтаря - запрестольный образ «Тайная вечеря».
Отсюда