Корейский кинематограф. Год 2003 (4)

Apr 24, 2015 12:14

(c) http://www.kinopoisk.ru/blogs/express/post/4363/

2003 год, похоже, самый удачный год в истории корейского хоррора.

Местные кинематографисты перестали грубо копировать приёмы коллег из джей-хо и создали три (а может даже и все четыре) жанровых шедевра. Каждый из фильмов этого обзора отличается невероятным визуалом, интересной и незатёртой концепцией, а также смелой работой на сплаве жанров.

Предупреждаю, не все любят подобные эксперименты, многие ждут от “ужастиков” трюки попроще и поглупее, но если запах цвета джалло вам все еще по вкусу, обещаю - понравится каждый из этих фильмов.

13. История двух сестёр / Tale of Two Sisters




Начну рассказ с классической корейской сказки.

Жил-был человек по имени Пхэ. У него была жена и две дочки-красавицы - Чанхва (“Розочка”) и Хонрён (“Красный Лотос”). Жена, правда, вскоре умерла, но отец вскоре нашел себе новую. Злую, уродливую, но зато очень быстро родившую мужу трех здоровых сыновей. После появления наследников мачеха начала всячески унижать падчериц. Однажды она подбросила старшей девушке в постель мертвую выпотрошенную крысу, а мужу сказала, что у его дочки-бесстыдницы выкидыш.

Девушка в это время готовилась к замужеству, но из-за подобного позора предпочла утопиться в пруду. Вскоре после этого младшая не выдержала унижений и сделала то же самое.

Еще некоторое время спустя в деревню (или это был город) приехал новый магистрат. Ночью к нему явились мертвые Розочка и Лотос (прямо как в сериале Аранг и магистрат), мертвые девушки пожаловались на мачеху и потребовали наказать её. Магистрат с их помощью заговор злодейки раскрыл и подлую женщину наказал. В смысле, велил казнить.

Сказка про Розочку и Лотос в Корее очень популярна. Говорят, её экранизировали за последние 90 лет раз десять, и фильм Ким Джи-уна (Bittersweet Life, Good Bad Weird, I See Devil) - еще одна версия этой истории. Такой вот постмодернизм, детишки.




Фильм Кима начинается как гибрид Унесенных призраками и Утомленных солнцем, но только без комдива Котова и прочей кровавой гебни Солнце, вода, свежий деревенский воздух.

Две сестры Суми и Суён приезжают с отцом в деревенский домик, где он живёт со своей новой и молодой женой. Девочки новую мачеху скорее терпят, чем принимают, но и это продолжается лишь до тех пор, пока старшая сестра не находит у младшей синяки на руке. Обстановка в доме накаляется, но тут в происходящее начинают вмешиваться потусторонние силы. Вроде бы, потусторонние.




Режиссер Ким Джи-ун за свою очень специфическую карьеру открыл для корейского кино (и сам же закрыл) с полдюжины жанров. Среди них и жанр фильма ужасов. При помощи невероятно большого (даже для 2015 года и уж тем более для жанра “хоррор”) бюджета Ким смог создать национальный шлягер, после которого говорить о вторичности корейского хоррора к японскому было уже просто неудобно. Посконный сюжет, стопроцентно корейский саундтрек и безупречно вылизанная картинка c сотней маленьких деталей - настоящая веха. К сожалению, рассказчик из Кима по жизни очень специфический, но талантливые люди редко встречаются без изъяна.

Еще один момент. Подобно многим этапным фильмам типа хичкоковского Психоза и шьямалановскому Шестому чувству, История двух сестер растаскана на цитаты до последнего кирпичика, из-за чего смотреть её бывает нынче непросто. Терпите. Главное - избегайте голивудского ремейка, он - никакущий.







14. Зазеркалье / Into The Mirrors










Несколько лет назад в большом торговом центре произошел пожар. Погибло несколько человек, в том числе - девушка из бухгалтерского отдела, останки которой так и не были найдены. Новые хозяева торгового центра его полностью перестроили и планируют на днях снова открыть, но ощущение праздника оказывается сильно подпорчено, когда неизвестный серийный убийца начинает изощренно истреблять сотрудников супермаркета.

Наблюдательный зритель уже в курсе, что убийца не простой человек, а потустороннее существо из зазеркалья, но расследующие это дело копы об этом пока не знают, поэтому предпочитают более приземленные версии. Например, хорошим кандидатом в убийцы выглядит для них сестра-близнец погибшей в пожаре бухгалтерши. Буйная шизофреничка, она утверждает, что сестра говорит с ней из зеркала и обещает в скором времени вернуться.

К счастью, главный герой фильма - не копы, а начальник охрыны супермаркета У Ё-мин (Ю Джи-тхэ - Oldboy, Natural City). Точнее сказать, бывший коп, выгнанный со службы после того, как во время инцидента с заложником случайно застрелил заложника, собственного коллегу по работе. Убийства в супермаркете, разумеется, расследует бывший напарник убитого (Ким Мён-мин - Detective K), поэтому в рассказы Ё-мина о призраках он не верит.

Уверен, многие знают эту историю по голливудскому ремейку, снятому Александром Ажа. Ремейк, кстати, хороший, но совершенно о другом. Корейский оригинал (как и все остальные фильмы из сегодняшнего обзора) начинается изобретательно и даже визионерски, но очень быстро выходит за рамки обычного жанрового кино, незаметно перепрыгивая из формата джалло куда-то совсем в Возвращение Мухтара. И обратно.

Подобный приём явно идёт фильму на пользу. Тем паче, что режиссер обильно сдабривает историю всевозможным фольклором, который окружает зеркала и их обитателей. Например, главный герой - левша, что тоже не случайно.

Мой совет - следите внимательно, когда в кадр попадают зеркальные поверхности.

И еще совет. Решитесь смотреть - найдите этот фильм в переводе от @PD. В отношении корейского кино совершенно гениальный был переводчик. Жаль, что совсем перестал.

Кстати, следующий фильм тоже есть в его релизе.










15. Акация / Acacia










Она - художник-декоратор. Он - врач-акушер. Детей - нет, стакан с водой принести некому. Чтобы не помереть в старости от жажды они решают взять ребёнка из детдома. Мальчик симпатичный, очень тихий и, наверное, талантливый. Целыми днями сидит и рисует у себя в альбоме. Преимущественно, старую засохшую акацию, которая растёт во дворе. Говорит, что акация - это его мертвая мать, но новые папа с мамой предочитают это не слышать.

Однажды аист приносит декораторше и акушеру собственную дочку, после чего мальчика сразу как то внезапно разлюбили. Мальчик это почуял, попытался даже придушить новую сестрёнку, но его застукали и решили вернуть в детдом. Но люди типа все интеллигентные, миддл-класс, просто так мусор не выбрасывают. Мальчик терпел-терпел, а потом сбежал. Долго искали, не нашли.

Но вскоре во дворе расцвела старая акация, а потом в доме стала происходить всячкая жуткая ерунда. И только соседская девочка, подружка пропавшего пасынка и, похоже, прирожденный медиум, понимает, что здесь происходит.

Еще один режиссерский дебют. Атмосферный, неспешный, с острой критикой в адрес мещанства в духе старика Шаброля, да и вообще с кучей серьезных авторских понтов. Фанаты обычных хорроров в стиле “бу!” этот фильм не любят. Говорят, все ужасы слишком сильно вынесены за скобки (и, муравиьи-убийцы, говорят, совсем ненастоящие), но если вы - фанат хорошего классическогно кайдана, то это ваше кино..

Плюс хороший саундтрек. Типичный корейский вальсок и ударный детский вокализ под занавес.

Добавлю еще пару исторических фактов про акацию (нет, не спойлер). Акация с древнейших времен - дерево бессмертия, поэтому во многих традициях у него есть своя фунциональная роль. Например, масоны уверены, что акация была посажена на могиле убитого архитектора Хирама, и ветки с этого дерева передаются с тех пор от одного поколения к другому в качестве напоминания о формальном бессмертии отца-основателя. Еще говорят, что терновый венец на челе Христа был из акации. Ну, тут уже скорее недруги пытались символически надругаться.










16. Шепот стен 3 / Wishing Stairs










Третья часть самой популярной корейской хоррор-франшизы. Новые персонажи, новый режиссер, новая история. Все фильмы связаны между собой лишь тем, что действие происходит в школе для девочек..

Старшеклассницы Джинсун и Сухи - неразлучные подруги. Мечтают, когда вырастут, жить вместе (чтобы это не значило). Но однажды между девочками пробегает черная кошка. Дело в том, что Джинсун и Сухи учатся в элитной танцшколе и когда становится известно, что победительница местного колнкурса поедет учиться в Питер, девочки оказываются главными конкурентками.

Встретив в коридоре одноклассницу, которая была толстой, но заметно похудела, Джинсун шутливо спрашивает её о причине и узнаёт, что девочке якобы помогла лиса. В школе есть такая байка, что каменная лестница в парке по дороге в школу принадлежит лесному духу и если попросить у него о помощи, то он может и ответить.

Ответ узнать очень просто. Нужно взбежать по леснице и если ступенек будет не 28, а 29, то это будет означать, что лис услышал твою просьбу.

Джинсун отправляется к ступенькам и просит победу в конкурсе. На следующий день она случайнок толкает Сухи, после чего подруга падает уже со школьной лестницы и ломает ноги. На её балетной карьере теперь можно ставить крест (и уж на участии в конкурсе, тем более), поэтому потрясенная Сухи предпочитает покончить с собой, бросившись с крыши.

Джинсун понимает, плата за исполнение желания оказалась слишком большой, но она еще не подозревает, что это только начало.

Минимум слов, максимум школьниц - ни одного парня в кадре. Напоминает по структуре фильм, с которого мы начали этот обзор. И не только своей девичьей тематикой, но и тем фактом, что в основе сценария - мотивы классической фольклорной истории. На этот раз на фильм ужасов сценаристов вдохновил (вы не поверите!) балет Жизель. Именно по этой причине в фильме балетная школа и танцевальные номера из Адана.

Как вы уже, наверняка, знаете, балет Жизель был сочинен на основе поэмы Гейне, которого, в свою очередь, вдохновил южнославянский кайдан о мертвых вилах. Девушках, которые умерли, не успев выйти замуж (либо не успе креститься…. ох уж, эти мужчины-шовинисты!), поэтому они теперь ходят по ночам возле водоёмов и затанцовывают насмерть холостых мужиков.

P.S. Если еще не устали от этого мертвецкого лонгрида - прочитайте также интервью с режиссером Олегом Коваловым. Тоже, разумеется, о фильмах ужасов. Любопытное.








гори голливуд гори, хорроры, корея

Previous post Next post
Up