Политический учет потерь русской армии в 1914-18 годах

May 22, 2020 22:13

Потери России в Первую мировую войну являются делом политическим, поэтому часто завышаются, особенно коммунистами. Ведь в этом случае возникают неизбежные вопросы по поводу очень больших потерь в Великую Отечественную. Советская историческая наука любила завышать потери в Первую Мировую для всех участников.

В 1925 году был завершен тщательный подсчет русских потерь. Были вычтены пленные, явно дезертировавшие личности. На момент подписания Брестского мира были следующие потери: 626 440 убитых в бою, 17 174 погибших от ран на первом этапе эвакуации, 228 838 пропавших без вести, что в итоге дает 892 452.
В любом случае при учете по принципу "Было-осталось" у нас получается шестизначный порядок. Получила популярность оценка Головина, который вроде бы учел пропавших без вести, умерших в плену и так далее, но например, количество умерших в немецком плену он переоценил, как и количество погибших, на которых не оформлены учетные карточки.
Здесь не учтены умершие в плену, умершие от ран и болезней.

Германия потеряла в боях 1 936 897 человек, это без учета местного населения африканских колоний на немецкой службе и умерших от ран и болезней, результат получен поименным пересчетом убитых, и 974 977 пропавшими без вести, из которых немецкая статистика 100.000 причисляет к убитым, остальные либо попали в плен, либо дезертировали.

Статистика Австро-Венгрии вещь в себе, более 200 тысяч погибших вернулись из плена. В 1924 был завершен подсчет потерь, 1 542 817 убитых и пропавших без вести, без учета умерших от ран, в том числе на первом этапе эвакуации, и болезней.

Потери Турции: 1 565 000 человек убитыми, пропавшими без вести, умершими от ран и болезней, из них 50 000 убитыми. Очень малое количество погибших объясняется несколькими факторами: недоучетом потерь племен, воевавших на стороне Турции, особенно это касается воевавших на Аравийском полуострове. Спецификой учета, например, в Сарыкамышской операции зимой 1914-15 гг. турки практически не имели потерь убитыми, поскольку отчетность была утеряна при отступлении. Понять, кто убит, кто умер от болезни или ран, замерз в горах, практически невозможно.

Основная тяжесть потерь в ходе войны со стороны Антанты легла на Францию. Если учесть особенности французского учета, то французские потери по учетным карточкам оказываются занижены. Простой принцип: нет оформленного по всем правилам погибшего - нет убитого по статистике. Процент погибших от артиллерийского огня оказывается выше, что в учетом специфики многодневных артподготовок совершенно неудивительно.
После войны семьям погибших нередко приходилось доказывать факт гибели через суд. К 1930 году количество погибших считалось 1397800 человек. С учётом тех, кто не мог судиться по тем или иным причинам, пропавших без вести одиноких, проигравших суд и так далее количество погибших более 2 миллионов.

Русская армия понесла относительно небольшие потери убитыми, но надо учесть следующее. При сверке списков погибших и списков военнопленных, неожиданно выяснилось, что у нас много сдавшихся в плен были записаны в качестве убитых. Логику командиров полков можно понять: за перебежчиков или сдавшихся спрос строже. Если потом и спросят, то это будет после войны. Воевать у нас многие не хотели, поэтому шли сдаваться. Это серьезная проблема русской армии в годы войны.

Самый распространенный "огрех" в исторической статистике: у одних считают потери по учетным карточкам или поименным спискам, так получается меньше всего, у других по принципу "Пиши побольше, не жалко".
Previous post Next post
Up