Советский "храм" Движения. Часть 1

Dec 17, 2015 13:10



Как известно каждому гражданину нашей страны, кроме тех которые стараются не видеть, к вопросу архитектурного облика всей страны, включая застройку городов или инфраструктурные объекты, во времена сталинских пятилеток подходили с особым вниманием в каждой детали. Благодаря такому подходу, сегодня множество городов нашей страны, могут гордится шедеврами архитектуры подобными станции "Автово", Ленинградского метрополитена, ныне метрополитен имени В.И. Ленина города Санкт-Петербурга. Огромное спасибо автору материала vseslavd за потрясающе подробный рассказ о истории создания станции и её архитектуре, с описанием даже мельчайших деталей интерьера. В конце поста размещу ссылки на другие архитектурные шедевры СССР.

Оригинал взят у vseslavd в Станция метро "Автово" (Санкт-Петербург) Часть 1



Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: Е. А. Левинсон, А. А. Грушке
Инженер-конструктор: С.М. Эпштейн
Художники: В. А. Воронецкий и А. К. Соколов
Скульпторы: В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. Щеглова, М. П. Щеглов, В. И. Гордон и Р. Р. Бельский
Тип станции: колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения: 15 метров

Использована информация с сайта "Мир метро".
1. Описание станции
2. Проекты и строительство
3. История и происхождение названия

1. Описание станции

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (Линия 1). Именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. До открытия станции «Дачное» (1 июня 1966 года), являлась конечной. «Автово» - первая станция мелкого заложения Петербургского метро, на станции отсутствуют эскалаторы. За станцией расположен съезд в депо ТЧ-1 «Автово» и в ремонтное депо ТЧ-2 «Дачное».

Богатая отделка, оригинальные архитектурные и художественные решения сделали станцию одной из самых красивых не только в Петербурге, но и во всём мире. В 2014 году, по версии американского издательства «Guardian», станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира.15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Безусловно, основной «изюминкой» станции являются колонны облицованные декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом. Подобный приём был применён впервые, подробнее об этом читайте ниже. По задумке архитекторов, архитектурное убранство станции должно ярко выражать радость великой Победы советского народа.

Станция расположена на территории муниципального округа «Автово» в Кировском районе на юго-западе Санкт-Петербурга по адресу проспект Стачек д. 90, к. 2. Выход через наземный вестибюль осуществляется прямо на проспект Стачек, между двумя жилыми многоэтажными домами. Рядом со станцией расположены сквер, школа, различные торговые предприятия и кафе, банки, а улице Автовской расположен цирк-шапито. Чуть дальше расположено множество автомобильных стоянок, стадион завода имени Жданова, профессиональное училище № 84. Граница жилого района очерчивается товарной железнодорожной станцией Автово.

Вокруг станции сосредоточен мощный пересадочный узел на наземный транспорт, который образует львиную долю пассажиропотока станции. Напротив наземного вестибюля станции имеется подземный переход, по обе стороны которого размещены остановки наземного общественного транспорта: автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. На параллельной проспекту Стачек Кронштадтской улице расположена крупная трамвайная остановка, объединяющая сразу 5 трамвайных маршрутов. Наземный транспорт, следующий от метро «Автово» обслуживает всю юго-западную часть города, не имеющую в непосредственной близости станции метро. Имеются пригородные маршруты в Петродворец, Стрельну, Красное Село и Ломоносов.

01. Станция построена в характерном монументальном стиле, являющимся воплощением идеи величия и мощи советского государства. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы декоративным стеклом. Остальные колонны облицованы мрамором «Коелга».


02. Пол станции выложен из красного Лезниковского гранита, а также серого и чёрного полированного гранита с Украины, образующих геометрический рисунок. Потолок собран из декоративных кессонов, украшенных лепниной.


03. На посадочной платформе, в сторону станции «Проспект Ветеранов», сохранилось историческое информационное табло, которое сегодня оповещает пассажиров о прибытии составов следующих в депо.


04. Главная «изюминка» станции - стеклянные колонны были предложены Евгением Левинсоном и Андреем Грушке, которые впервые решили использовать для колонн перронного зала рельефное прессованное стекло, чем-то напоминающее хрусталь, чтобы станция выглядела как подземный дворец.


На применении такого материала настаивал и член-корреспондент Академии наук СССР Н. Н. Качалов. Неудивительна настойчивость профессора Качалова, ведь он был настоящим подвижником в деле стекольной промышленности. В середине 1920-х годов благодаря Качалову в Советском Союзе была внедрена отечественная технология изготовления оптического стекла, что позволило нашей стране с 1927 года отказаться от ввоза его из-за границы. Отделка колонн стеклянными панелями с обратным рельефом на станции «Автово» стала новаторским приемом.

Добиться того, чтобы бетонная конструкция колонны не просматривалась сквозь стеклянную облицовку было достаточно сложно: заднюю поверхность стекла пришлось обработать гранями отражающими свет, причём расположить их нужно было под определенным углом - 80 градусов. При этих условиях создается своеобразный оптический эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Благодаря мастерской работе, создаётся ощущение что колонны полностью созданы из стекла, данное заблуждение попало даже в некоторые путеводители по городу.

Литые стеклянные пластины для колонн были изготовлены на экспериментальной базе в цехах Ленинградского завода художественного стекла. Такое рельефное прессованное стекло напоминало хрусталь, за что станцию даже называли «хрустальным дворцом».

05. На рельефном стекле особенно выделяются пятиконечные звезды - символ Советского Союза и веточки дуба, олицетворяющие силу государства, победившего фашизм.


06. Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и обвивают колонну спиральными лентами, разделёнными тонкими жгутиками покрашенных «под золото». На самом деле, эти ленты не являются декоративными, основная их функция - предотвращение растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн. Стеклянные панели закреплены с помощью этой декоративной металлической ленты, обвивающей колонны.


По первоначальному проекту предполагалась отделка всех колонн стеклом, кроме того также предусматривалась и внутренняя подсветка всех колонн. К сожалению, подрядчик не успевал полностью выполнить отливку всех колонн к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем. Однако, после печального известного постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве», в одно мгновение завершившего эпоху советского монументального классицизма, к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались. Формы под стекло со временем были безвозвратно утеряны.

07. Капитель колонны облицованной мрамором.


08. Путевые стены, облицованные во всю высоту белым мрамором «Коелга». Мрамор - камень известковой породы как губка впитывает воду, а подземный зал станции «Автово» расположен в водонасыщенных грунтах.


09. Надписи на путевых стенах выполнены их алюминия.


10. В верхней части стены украшены вентиляционными решётками из алюминия, обработанного «под золото».

11. Орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Фото 1957 года.


С течением времени гидроизоляция станции утратила свои защитные свойства и стала пропускать воду, мрамор потускнел, а по стенам стали раскрываться трещины. В период 2006-2012 гг. были проведены серьезные мероприятия по капитальному ремонту станции: существующую мраморную облицовку путевых стен обновили идентично оригинальному решению мрамором «Коэлга», были устранены течи, восстановлена гидроизоляция. Также полной замене подвергся декоративный лепной потолок станции для чего была применена уникальная технология, с помощью которой новые элементы-реплики изготавливались прямо на платформе станции.

12. Станция в 1956 г. Фото И.Б. Гогланда


13. Центральный зал в 1957 г.


14. Станция в конце 1970-х гг.


15. Торец подземного зала станции украшает яркое, золотистое мозаичное панно из смальты «Родина-мать» (в некоторых источниках указывается как «Победа»).


16. Панно выполнено художниками В.А. Воронецким и А.К. Соколовым. Женщина с младенцем на руках символизирует мир, завоеванный в тяжелой борьбе с фашизмом, а сверху развивается лента с надписью «Миру - Мир»


17. Отдельного внимания заслуживают массивные люстры, добавляющие станции помпезности. Фото 1955-1956 гг. Автор: Л.М. Безверхний.Источник: «Архитектура Ленинграда», 1957


18. На фотографии видны люстры, расположенные ближе к торцу станции. Эти три люстры, одна в центральном зале и две над платформами, не сохранились до настоящего времени. В 1970-х по неизвестным причинам они были сняты и утеряны. Фото: Studio Erpé, 1956 г.


19. К сожалению, до настоящего момента люстры дошли не в первоначальном виде. В начале 1970-х годов, нижний ряд плафонов-«стаканов» был демонтирован. Фото Г.Н. Савиной, 1957 г.


20. На фотографии 1986 года, люстры уже в нынешнем виде без нижним плафонов.


21. Сегодняшний вид на люстру.


22. Люстра снизу.

23. Конструкции станции «Автово» расположены в трёх уровнях. Эскалаторы на станции не предусмотрены, все уровни соединены лестницами. С посадочной платформы лестница ведет в многопролетный аванзал переходящий в подходной коридор и в круглый подземный кассовый зал.

24. Завершения стен окаймляющих лестничный марш украшены симметричными барельефами поддерживающим общую милитаристскую тематику оформления станции.


25. Колонны в аванзале, где расположены турникеты, облицованы уральским мрамором «Коркодино». На заднем плане виден походной коридор ведущий в круглый подземный кассовый зал.


26. Освещение зала осуществляется круглыми люстрами в виде дубовых венков, с шестью светильниками.


27. Аванзал в 1957 году.


28. Стены в круглом (кассовом) зале и подходном коридоре облицованы мрамором Прохорово-Баландинского месторождения и цветным мрамором «Газган».


29. При входе на станцию в подземном кассовом зале пассажиров встречает панно «Защитники Ленинграда» (скульпторы В. И. Гордон и Р. Р. Бельский), на котором изображены солдат, моряк и рабочий в окружении знамен и ордена Победы. .


30. Из подходного коридора в верхний вестибюль с обеих сторон ведет винтовая лестница. Стены лестничных проходов облицованы красным Нижнетагильским мрамором, ступени - гранитом Лезниковского месторождения.


31. Светильники-бра освещающие винтовые лестницы.


32. Винтовые лестницы выводят в наземный распределительный зал. В торце по первоначальному проекту должен был быть барельеф со Сталиным (см. изображение 58).


33. С одной стороны зала расположены кабины телефонов-автоматов в виде портиков из колонн искусственного мрамора, между которыми на фоне стекла вставлены орнаментированные решётки с деталями из анодированного алюминия. Фото 1957 года.


34. С противоположной стороны также расположены билетные кассы. Фото 1956 года.


35. Стены наземного вестибюля выполнены из искусственного мрамора. Полы покрыты гранитом «Тераццо».


36. Купол поддерживают 8 дорических канелированых колонны, по бокам стены украшены пилястрами. По карнизу опоясывающему основание купола выбита надпись: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» (в первоначальном варианте «Великому Сталину слава!»).


37. Двери изготовленные из дуба также украшены дубовыми венками.


Продолжение во второй части.

Источники:
1) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, «Ленинградский метрополитен», 1956 г.
2) А.М. Соколов, «Ленинградское метро», 1957 г.
3) «Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения», 2005
4) «Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее» ГМИ СПб, 2013
5) Шавель Ю.В., Графов Д.Ю. «Петербургский метрополитен - 60», 2015
6) Архив Сергея Бабушкина

Использована информация с сайта "Мир метро".

Другие посты по теме:

Советский "храм" энергии http://felix-edmund.livejournal.com/483918.html

Советский "храм" звёзд и планет http://felix-edmund.livejournal.com/485130.html

Открыт Новосибирский государственный театр оперы и балета http://felix-edmund.livejournal.com/478044.html

Фоторепортаж о коммунистическом "культурном и образовательном геноциде" национальных республик http://felix-edmund.livejournal.com/563680.html

Мост через Керченский пролив, проект 1949 года http://felix-edmund.livejournal.com/559805.html

Открылась самая большая гостинца в СССР - "Украина" http://felix-edmund.livejournal.com/491196.html

Московскому метрополитену - 80 лет! От «Сокольников» до «Охотного ряда» http://felix-edmund.livejournal.com/479875.html

коммунизм, Ленинград, метрополитен, СССР, архитектура, искусство

Previous post Next post
Up