Прокуратура требует для организаторов выставки «Запретное искусство-2006» три года заключения в колонии-поселении. Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева обвиняют в оскорблении чувств верующих и разжигании религиозной вражды. В Таганском районном суде Москвы была очень благолепная атмосфера. Пожилые женщины в платках, держащие в руках иконы, седые мужчины, рассуждающие про сионистский заговор, молчаливые девушки с косами и в юбках в пол. Все это свидетели, потерпевшие и сочувствующие им активисты движений «Народный собор» и «Народная защита». Они убеждены, что куратор «Запретного искусства» Андрей Ерофеев и тогдашний директор Музея им. Андрея Сахарова Юрий Самодуров оскорбили их религиозные чувства «русофобской» выставкой, которая проходила в музее с 7 по 31 марта 2007 года. Тогда активисты «Народного собора» написали заявления в прокуратуру, и следственный отдел Таганского района возбудил уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по признакам отношения к религии).
Требование гособвинителя отправить организаторов выставки в колонию православные активисты встретили аплодисментами. Над задними рядами поднялись иконы. Одна из сидевших в зале женщин крестила то прокурора, то собственный рот, другая вполголоса молилась. Кстати, очень колоритная деталь журналистам места не хватило не всем, и нескольких репортеров сидели прямо на скамье подсудимых.
Расправа над антиклерикалами уже состоялась - Ерофеева после начала процесса уволили из отдела новейших течений Третьяковской галереи, который он возглавлял, Самодурова - с поста директора Музея им. Сахарова.
"Газета" описывает «Сегодня мы будем оскорблять верующих, завтра - жертв сталинских репрессий, фашизма, участников вооруженных конфликтов», - описывал возможные последствия «преступных деяний» Ерофеева и Самодурова прокурор. В зале понимающе кивали. Непринужденно облокотившись на судейскую трибуну, гособвинитель Никифоров продолжал: «Свидетели защиты говорили, что у нас все разрешено, что не запрещено, а подсудимый Самодуров вообще заявил, что художник имеет право на кощунство». В зале неодобрительно загудели. «Эти доводы признаны несостоятельными, - успокоил православную общественность прокурор. - Кроме того, эти доводы как раз доказывают наличие умысла на совершение тех действий, в результате которых часть православных верующих почувствовали себя униженными и оскорбленными». В качестве примера унижающей достоинство верующих работы Никифоров привел «Свет против тьмы» Вячеслава Сысоева.
«Это так называемая игра для юного атеиста, где предлагается вырезать священников, храм, взрывчатку, огэпэушников, которые этот храм взрывают. А рядом висит другая картина - «Взрыв № 5». И что эти работы могут вызвать? - все сильнее негодовал прокурор. - Вот предложите вместо храма изобразить рынок - Черкизовский, например, фигурки гастарбайтеров, а вокруг люди с символикой радикальных националистических группировок. Какие чувства это вызовет?»
По ходу процесса атмосфера становилась все более напряженой. Подсудимый Ерофеев вначале пытался отбиваться, но его "зашикивали", "проклинали". Прокурора же в открытую поодерживали, чуть ли не молились на него.
Судья Светлана Александрова пыталась успокоить беснующих клерикалов. - Мы пожилые люди, не трогайте нас, - упирались зрительницы в платках.
Адвокаты подсудимых пытались взывать к разуму. Адвокат Анна Ставицкая, а вслед за ней и адвокаты Ксения Костромина и Дмитрий Курепин, попросили суд оправдать их подзащитных. Защитник напомнила, что из 134 свидетелей, давших показания в суде, выставку «Запретное искусство-2006» посетили только трое. Остальным фотографии экспонатов показали соратники или сам следователь Евгений Коробков, который с ноября 2007 года расследовал дело об оскорблении чувств верующих. Сбор подписей под заявлением в прокуратуру велся на сайте «Народного собора», напомнила Ставицкая: «Там разъяснялось, что к участию допускаются не только те, кто посетил выставку, дальше шел полный перечень и описание работ». Таким образом, «Народный собор», активисты которого однажды устроили погром в Центре им. Сахарова, не просто участвовал в уголовном преследовании Самодурова и Ерофеева, но и инициировал его, настаивали адвокаты. Но кроме этого они сами способствовали распространению работ, которые сейчас являются предметом разбирательства.
Удивителен сам предмет суда. Музей не является местом религиозного почитания и имеет право проводить выставки, в том числе современного искусства. Если это не так, то завтра могут например сделать тоже самое с спорными, но самобытными выставками арт-центра Виктора Пинчука в Киева. Ерофеев, выступления которого зрители встречали с особым негодованием, закончил свою речь извинением: «Я никого не желал оскорбить, но если кого-то все-таки оскорбил, прошу у них извинения». - Переступая порог музея или другого зрелищного заведения, человек должен быть готов к тому, что увидит то, чего еще не видел, - продолжал Ерофеев. - Произведения искусства очень часто кого-то оскорбляют. Ненамеренно.
Более того, экспонаты выставки были скрыты от глаз зрителей фальшстеной. Они были доступны для фрагментарного разглядывания через маленькие отверстия в этой стене. Имена авторов и названия произведений были указаны в этикетках.
Но суд и прокурор остались глухи к взываниям адвокатов и подсудимых. Закончилось все стандартно. - Сионисты! Жиды! - озлобленные выступлением защитников, униженные выставкой зрители перешли к прямым оскорблениям. Судья Александрова, лишь изредка поднимавшая на зал усталый взгляд, пропустила их мимо ушей.
Мало кто вспомнил, но именно сегодня 377 лет назад в доминиканском монастыре святой Минервы Галилео Галилей отрёкся от своего учения о гелиоцентрической системе мира. В 1632 году Галилей издал свою книгу «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой». Вскоре итальянские инквизиторы, посчитав книгу еретической, запретили ее продажу, а Галилея вызвали в Рим, где предали суду. Следствие тянулось с апреля по июнь 1633 года. 22 июня в доминиканском монастыре святой Минервы, в той же церкви, где его предшественник Джордано Бруно выслушал смертный приговор, Галилей, стоя на коленях, отрекся от своего учения.
Удивительное совпадение. Наверное в Таганском районном суде Москвы об отречении Галилея не знали. Иначе перенесли бы слушания. Жаль, что об этом не вспомнили и адвокаты!