Довелось нам на майские праздничные дни побывать в городе-соседе Самаре, без суеты, не по делу, а исключительно в туристических целях. Приглашаю почитать мои впечатления про этот город, настоящий город контрастов.
Стандартный экспресс-маршрут в Самару по органам судебной власти на этот раз сменился досугово-развлекательным. Полноценное знакомство началось с нового стремительно развивающегося микрорайона под названием "Крутые ключи", который расположен в северо-восточной части города, с него Самара и начинается.
Не буду указывать названия проекта и фамилии лиц, начавших застройку, чтобы избежать обвинений в скрытой рекламе. Но вот, что скажу. Район представляет собой сплошную застройку однотипными малоэтажными домами, с развитой инфраструктурой (еще бы, вплотную расположены крупные торговые центры Мега, Икея, Леруа Мерлен, Ашан). Пока очень мало озеленения, нет парков и, скорее всего, не будет. Но в отличие от ульяновской точечной застройки, не имеющей никакой системы и градостроительной ценности, этот спальный район хорошо продуман и близок к идеалу. Каждый жилой дом имеет максимум удобств, квартиры оснащены автономными газовыми котлами, что позволяет разумно регулировать свои энергозатраты. Сбор и вывоз мусора централизованный, контейнерные площадки представляют собой врытые в землю хорошо устроенные баки, не в пример нашим вонючим контейнерам, мусор из которых разлетается по всей округе.
Начало дня в ресторане Икея, где на завтрак дают фирменные фрикадельки, проходит у многих в чинных разговорах о
влиянии торговых центров на культуру досуга у развивающегося российского общества потребления. После жители разбредаются по своим работам или домам. Из Крутых ключей можно уехать в центр города на бесплатных автобусах Меги или на многочисленных маленьких автобусах и маршрутках. Электротранспорт пока до этих краев не добрался:
Трамваи у самарцев вообще не популярны, как я успел заметить. В выходные дни они практически пустые, причем даже у маршрутов, проходящих по всему центру города и главным зонам отдыха. Возможно это связано с тем, что на многих оживленных участках дорог, где по четыре полосы в каждую сторону и трамвайные пути расположены посередине, трамвайные остановки представляют собой просто обочину шириной 30-40 см (пр-кт Ленина, например). Фактически вы дожидаетесь трамвая, имея прямо за спиной несущийся транспорт, при этом трамвай останавливается прямо перед вашим носом.
9 мая мы посетили важную достопримечательность города - новую набережную и примыкающие площади:
Посетили немного музейных объектов города, среди которых уникальный комплекс "Ракета-носитель СОЮЗ Р-7". Как это часто бывает в России в праздничные дни сам космический музей не работал. Зато удалось посмотреть выставку, посвященную Леонардо да Винчи.
Теперь о неприятном. Исторический центр города, густо заполненный домами и особняками дореволюционных и сталинских времен, совершенно не содержится в приемлемом состоянии. Очевидно, что все объекты архитектуры представляют собой огромную культурную и историческую ценность, однако их содержанием и тем более реставрацией никто практически не занимается. С одной стороны это бремя несут собственники (которыми могут быть какие-нибудь пенсионеры с доставшейся по наследству квартиркой в особнячке), но с другой - сохранение исторического облика и культуры - прямая задача государства. В результате в некоторых местах возникла дикая архитектурная эклектика, а порой эклектизмом кричат и отдельные здания:
Есть примеры и удачной архитектуры, а также хорошо отреставрированные объекты:
В Самаре есть сквер им. Пушкина:
А также памятник женщине с теннисной ракеткой:
Есть памятник Володе Ульянову времен жизни в Самаре:
Самара имеет самую огромную в Европе площадь, это площадь Куйбышева. Её размер - примерно 8 га.
Центральный элемент - это Академический театр оперы и балета, живой пример сталинского брутального неоклассицизма в архитектуре:
Нужно ли в Самаре метро и насколько оно удобно? Наверное, толк в метро, безусловно, есть, но только не в том виде, в каком оно сейчас существует в Самаре. По примеру Казани оно строится по абсолютно непонятным законам, никакого удобства для горожан оно не обеспечивает. Им мало кто пользуется. Ради галочки мы все же совершили поезду от одной станции к другой.
Вот такие впечатления оставил в памяти город-сосед. Уж не буду говорить, про мусор и пыль на улицах города. Этого добра везде хватает. Культуру вождения самарцев оценить я не смог, так как ездил на общественном транспорте. Но многие отмечают дерзость и агрессивность на дорогах, исходящую от автомобилей с номерами 63 региона Я бы поспорил, так как тольяттинцы, например, мне показались, наоборот, более вежливыми водителями, чем ульяновцы. Спасибо всем, кто долистал до конца.