Недавно у Мастера был день рожденья - и на меня накатило. "Былое и думы", так сказать... Не буду писать про его театр, напишу про старые любимые спектакли, вдруг их еще кто помнит, хотя вряд ли - это было так давно...
дальше будет оооочень "многабукаф"
... И был "Калигула" А.Камю в театре Моссовета с юным-юным Меньшиковым. Меньшикова мы только узнали, "Покровские ворота" сняли с полки и наконец-то показали, и "Мой любимый клоун" вышел, и тут "Калигула"...
"В императорах нехватки нет - личностей не хватает" - говорили в спектакле перед его первым появлением. Он и играл личность, такой молодой - практически пацан - и так талантливо. Господи, куда все уходит? Что может сыграть Меньшкиков сейчас? Вопрос риторический, пардон.
Его Калигула живет мечтой о бессмертии - это одновременно одинокий комплексующий ребенок и неистовый жестокий фанатик. То смешно,то страшно - Фоменко умеет кидать зрителя на таких вот качелях. Минуту назад зал весело хохотал и вот уже сжимается от ужаса.
Это было страшно - смотреть, как Меньшков-Калигула неумолимо устремляется в бездну. Маргарита Шубина играла Цезонию... Больше я ее нигде не видела - а вот Цезония стоит перед глазами.
Чудный был спектакль. Страшный, но дивный. Фото нет, даже в сети, практически ничего не сохранилось, увы...
....И был "Великолепный рогоносец" Кроммелинка в Сатириконе. Боже мой... я до сих пор не верю, что видела ЭТО живьем много-много раз. Самое сильное мое потрясение на театре. Никто не превзошел и не превзойдет. Наверное, сошлись звезды - Фоменко, Галина Константиновна Покровская, Саша Корженков сам оформил спектакль, как художник - и надо сказать - было это потрясающе! Костюмы - с картин Брейгеля, огромная кадка-лохань посреди маленькой сцены - превращалась то в помост, то в дом, то в кровать, удивительные шляпы-корабли на головах персонажей (но это уже заслуга Маши Даниловой - художника по костюмам) И Вивальди... Вивальди - весь спектакль нас заливал Вивальди! Танец Брюно и Эстрюго под Охоту из Времен года - в деревянных башмаках - невероятное зрелище, сколько раз смотрела - и каждый - с открытым ртом!
Click to view
Констатин Аркадьевич -Брюно
юная Наташа Вдовина - Стелла
Эстрюго -Федя Добронравов
и Петрюс - Саша Корженков
Что они творили!!!! Играли на малой сцене - зрителей помещалось немного - перед каждым спектаклем битва - все желающие не могли попасть в крошечный зал под крышей. Какие билеты - прорывались с боем и слезами - сидели на полу, на приставных лестницах, а актеры... актеры жили и купались в лучах этой удивительной пьесы. После Мейерхольда Рогоносца у нас не ставили (Нет, что-то было в Саратове, но прошло тихо). И я представляю, каково это играть роль, зная, что до тебя это делал великий Гарин, но Константин Аркадьевич....Чего только стоило его первое бархатное :"Стеллллллллла!" - этот голос отдавался в каждой клеточке и заставлял вибрировать весь зал себе в унисон. Он был прекрасен - это Брюно, пустивший по рукам собственную жену, чтобы убедиться в ее любви. И как страшны его глаза, когда он говорит :"Молчи, Эстрюго, молчи!" Ведь тот, кого она любит - тот единственный и не придет к ней! И его тайное свидание под маской с собственной женой, чтобы уличить в измене и так и не понять, что любила она его одного - его - Брюно, поэтому и ушла в конце-концов к Погонщику. Жуткая пьеса. Очень странная - невероятно виртуозно поставлена Петром Наумычем.
То, как Райкин пел балладу - не передать. Лет 15 прошло, помню - каждую интонацию, каждую модуляцию его дивного голоса. Он ПОЕТ!!!!! Не дебильной озвучкой Боярского в "Труффальдино из Бергамо". Он поет сам и поет превосходно!
Эстрюго - Добронравов - изломанный, весь из углов и нечетких линий - весь - как средневековый балаганный акробат.. такой жалкий, такой преданный друг, промолчавший весь спектакль.
"Скажи мне то, что ты не можешь мне сказать!" - до сих пор слышу это отчаянный крик Брюно и вижу его глаза. Не забыть....
Рогоносец у меня очень тесно связан с "Пиратской" Окуджавы. Песня, в итоге, не вошла в спектакль, но репетировали практически под нее. Для эксперимента - подойти сейчас тихонечко сзади, скажем, к Корженкову - и спеть: "Когда воротимся мы в Поооортленд" - и поглядеть, что будет.
Click to view
...И был "Государь ты наш, батюшка" Ф.Горенштейна в театре Вахтангова.
Спектакль шел недолго, я, кажется пропустила только два. 4 часа - при полупустом зале. Не шли зрители смотреть на то, как царь Петр на протяжении длительного времени мучительно боится отдать приказ об убийстве своего сына. Ну не знал тогда никто ни Маковецкого,ни Суханова, сейчас бы ломанулись, да поздно. Впрочем сейчас подобный спектакль просто невозможен - время ушло. Этот ГЕНИАЛЬНЕЙШИЙ спектакль - тоже остался только в памяти, да кусками на старенькой аудиокассете - записывала во время репетиций.
Мережковский написал многословный и длинный роман, Горенштейн сделал из него не менее многословную и практически неиграемую пьесу. Но Фоменко поставил ее - участвовало полтруппы, сценография (Каплевич) минимальна - декорации не менялись - и на протяжении 4 часов - не оторваться! все на одном дыхании.
Актерский состав роскошен! Петр Первый - мало кому тогда известный Максим Суханов
царевич Алексей- еще не модный молодой Маковецкий
Граф Толстой - Виктор Зозулин
Афросинья, любовница Алексея- Даша Михайлова
Граф Шенбрун - Игорь Лагутин, Князев, Рутберг, Леночка Сотникова в роли императрицы
Васьков, Менщиков, Вихров, Ярславцев, старики - Граве, Дугин, Галевский.... Да вся труппа практически!
Маковецкий - "прынчик", как называла его Афросинья, просто разрывал на части сердце своим Алексеем. "Гоподибожемой" (с), да не нужна ему в итоге шапка Мономаха - оставьте только в покое, дайте жить где-нибудь далеко и - самое главное - "Чтоб Афросиньи не отнимать..." -прося этого, не зал еще что Афросинья уже предала его, оговорила, и ребеночка его - убили, и самого его скоро тоже убьют..
Петр был...нечеловечески страшен и прекрасен. Не влюбиться в Суханова было невозможно. Первый выход - из глубин сцены движется, прихрамывая, исполинская фигура, таща на голове перевернутый трон (нет,Суханов далеко не исполин, но впечатление было....жууууууть!) и вещает монотонным голосом дона Карлеоне:" Мой зон.....уразумел ли ты в конец, про что я нынче с тобою уж более часу беседую? Уж сколько лет не доволен я тобой таковым" (да, черт возьми, я до сих пор помню пьесу наизусть!), срываясь на страшный крик:"Нанавидишь? Ненавидишь дела мои? А значит и разорителем оных будешь. Если так, я с тобой, как с злодеем поступлю. Отсеку, яко уд гангренный" - и завертелось: заговоры, интриги, бегство царевича с Афросиньей заграницу в Вену (Амс-терь-дам -терьдам-там-там...), посланный на его поимку Петр Толстой...
Но самый вихрь, самый стержень спектакля,сама его неуемная сердцевина - это,конечно граф Петр Андреевич Толстой - обер-кат и палач Петра - в исполнении Виктора Зозулина. Про Зозулина я могу говорить бесконечно, ибо это давняя любовь, не ослабевающая со временем. Виктор Викторович всю жизнь проработал в театре Вахтангова, к сожалению, отнюдь не на главных ролях, да и в кино... не сложилось. Тем не менее - каждое его появление на сцене -даже в эпизодической роли - это феерия. Это невероятный, оказавшийся никому не нужным, актерский потенциал. Сколько я ходила за всеми в театре хвостом (начиная с завлита и кончая Ульяновым, нудя - "ну прочитайте "Льва зимой",это ж для Зозулина пьеса!!!) Удивительная пьеса Голдмена про короля Генриха и его семью, где царить лишь ненависть (одноименный фильм Кончаловского лучше не смотреть - унылая лажа). Генриха просто обязан был сыграть Зозулин. Ну что - прислушались к моему нытью и даже пьесу поставили - только Генриха сыграл Лановой.
Унылое дерьмо получилось, скажу я вам, спектакль долго не продержался, но я отвлеклась... Как он искал царевича по Европе, как обольщал и обвораживал иноземных послов и государей, как мастерски развел Афросинью :"Замуж пойдешь за сыночка моего,приданое из казны получишь, а откажешь нам -на плаху пойдешь, я ж сам тебя и пытать стану. Изумленная станешь!"
В Государе убивали весь спектакль.. убивали политических противников, убивали своих новорожденных детей, любовников, бывших любовниц, убивали взрослых сыновей.. А народ сначала тихонечко недоумевал:
"А в священных книгах пишут, что осьмой царь-то - Антихрист!!!! А наш то... ой а наш-то осьмой!", "Стало быть опять война да стражение...", " А я вот все никак понять не могу - простому-то народу послабление будет, аль не?", "Дураки вы дураки, блядские дети! за головы свои постоять не умеете.", а потом так же тихонечко пел:
"Колокольный звон над землей плывет,
А в монастыре братский хор поет:
Господи помилуй...." - не помиловал - досталось всем и каждому. Народ, кстати, в исполнении все тех же Рутберг, Васькова, Ярославцева - был и-зу-ми-тель-ный!!
В итоге, конечно, цесаревич сдает отцу всех своих сообщников - начиная с собственной матери и заканчивая преданными слугами своими, но сдает напрасно, ибо заговор раскрыт и все заканчивается горькими словами Петра:"Потерял я...сына-то?" Новой чередой идут допросы и казни - казнь Марии Гамильтон - фрейлины императрицы и любовницы Петра - за то, что младенца своего новорожденного сгубила, и страшная сцена убийства Алексея, его последние слова:"Афросиньюшка, матушка моя... зачем покинула меня..."
Заканчивался спектакль очень тихо... Петр,сидя в кресле на авансцене, читал с Шутихой (Ю.Рутберг) пророческий стих Толстого:
Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Что ты изволишь в котле варить?»
- «Кашицу, матушка, кашицу,
Кашицу, сударыня, кашицу!»
2
«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А где ты изволил крупы достать?»
- «За морем, матушка, за морем,
За морем, сударыня, за морем!»
3
«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Нешто своей крупы не было?»
- «Сорная, матушка, сорная,
Сорная, сударыня, сорная!»
4
«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А чем ты изволишь мешать ее?»
- «Палкою, матушка, палкою,
Палкою, сударыня, палкою!»
5
«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет крутенька?
- «Крутенька, матушка, крутенька,
Крутенька, сударыня, крутенька!»
6
«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет солона?»
- «Солона, матушка, солона,
Солона, сударыня, солона!«
7
«Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А кто ж будет ее расхлебывать?»
- «Детушки, матушка, детушки,
Детушки, сударыня, детушки!»
Вот разбуди меня сейчас посреди ночи и скажи:"Иди пешком до,скажем, Мытищ - тебе там "Государя" покажут "- пойду... Только ведь не покажут уже нигде...
.....И был "Без вины виноватые" в буфете театра Вахтангова
"Мы - артисты, наше место в буфете" - Петр Наумыч взял и буквально исполнил этот призыв - играли в буфете, даже буфетную стойку оставили. Хулиганили и наслаждались от души, только при всем при этом... народ в зале ревел, и не единожды, ибо Юлия Константиновна Борисова в роли Кручининой... это святое. Об этом даже написать невозможно. Гришу играл еще тогда не ректор вовсе
, а просто Женя Князев. И Боже ш ты мой, КАК он играл!!!!! Хотя в Виноватеньких все играли КАК - начиная от эпизодических ролей в прологе у М.Есипенко и О.Гаврилюк, закачивая офигенной Коринкиной в исполеннии Людмилы Васильевны Максаковой. А Шмага Юрия Волынцева (после - Михаила Ульянова!) , Петя Миловзоров - Виктор Зозулин, а... этот спектакль был всегда абсолютным счастьем, невероятно легок, стремителен, изящен... напоен до отказа чудесной музыкой и романсы, романсы, романсы.... Как Кручинина пела, держа в объятиях вновь обретенного сына, пела сквозь слезы:
"Снился мне сад... в подвенечном уборе"...
Счастье, что есть хоть какие-то записи, нашла этот отрывок из финала - рада безмерно. Зозулин с Максаковой во всей красе, Шалевич, матка боска, Шалевич!!! и обратите внимание на безмолвного человека с подносом - это Толик Менщиков - человек-театр,за всю свою жизнь не сыграл ни одной главной роли,но театр Вахтангова без него представить - нереально. Какие ж они все молодые, ослепительные, красивые, живые... 17 лет назад...
Куда все уходит?...
Click to view
Click to view
Вот немного о моем любимом. И был у Петра Наумовича свой театр... и есть, и пусть будет всегда. Замечательный театр-мастерская Фоменко. НЕкогда мелкие и никому не известные выпускники его курса - сейчас маститые и известные актеры. Но это совершенно ничего не меняет. Они по-прежнему молодые, честные, открытые, талантливые. И смотреть на них - наслаждение. Знать, что в Москве есть этот островок НАСТОЯЩЕГО театра - радость..Пусть так будет всегда.А спектакли уходят,и ничего с этим не поделаешь. Но они остаются в нашей памяти, и живы, пока живы мы...