Армянский город Алаверди - удивителен своей атмосферой и прекрасными древними монастырями, центрами средневековой армянской культуры, расположенными на окрестных горах. На первый взгляд город уныл и темен, но всё преображается, когда тебя на улице встречает дядя Варужан, сажает в свой белый жигуль, возит по окрестностям, знакомя с секретами этих старых гор, кормит, поит и практически укладывает спать в единственной гостинице в городе.
Город Алаверди известен с III-II веков до н. э. как крепость с поселением. Начиная с XIII века он упоминается как место производства меди. Город стоит в горном ущелье совсем недалеко от границы с Грузией.
До 1930-х название города употреблялось в форме Аллаверды. Пошло оно от тюркского имени Аллаверды - «бог дал», «дарованный Богом». Здания города, как и подавляющее большинство зданий в Армении, построен из вулканического туфа. Алаверди огибает реку Дебед, торчит на её берегах и холмах своими производственными трубами и советскими многоэтажками.
Алаверди всегда был промышленным гордом. В 1770 году здесьбыл построен медеплавильный завод. В 1801 году территория Алаверди входит в состав Российской империи. В 1887 году права на разработку медной шахты были проданы французам. Мощным толчком к развитию как медной промышленности, так и города в целом, послужила постройка железнодорожной линии и ГЭС на реке Дебед. В 1957 году в городе построен крупный меднохимический комбинат.
Одна из достопримечательностей города - канатная дорога лохматого года постройки.
С неё открываются виды на сумеречные горы и темнеющий город. Страшновато в январе.
На реке Дебед сохранился удивительный однопролетный арочный средневековый мост XII века постройки (1195 г.). Мост украшен фигурами диких кошек и посвятительными надписями одной из княгинь из рода Захаридов.
Также в Алаверди находится церковь Св. Григора Нарекаци, в окрестностях города расположены такие знаменитые памятники культуры, как монастыри в селах Санаин, Ахпат, Ахтала и других. Эти древние монастыри внесены в списки ЮНЕСКО. Мою душу эти старые и мудрые черные камни будоражат и наполняют. Я могу их трогать очень долго.
Монастырь Ахтала основан в X веке как одна из оборонительных крепостей правителей Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов. До XIV века был известен как Пхиндза-ханк (медный рудник). Известно, что до 1188 года монастырь принадлежал Армянской Древневосточной церкви. После перехода Иванэ Закарян, покровителя монастыря, выдающегося политика времени правления царицы Грузии Тамары, в Православие византийского толка («грузинскую» или «греческую веру»), Ахтала стал халкидонитским (то есть признающим решения Халкидонского собора 451 года).
Остатки крепости. А через кольца должны проходить влюбленные.
В комплекс монастыря входят главный храм, небольшая базилика св. Василия Великого и резиденция настоятеля (сейчас в руинах); близ монастыря - 4 небольшие церкви (Троицы, Апостолов, Григория Богослова, Иоанн Златоуста,- все XIII века. Главный храм с портиком западного входа с каждой стороны имеет традиционный грузинский орнамент: большой крест с узкими окнами у основания; в декоре присутствуют также элементы армянского орнамента. С 1438 года монастырь принадлежал Грузинской православной церкви, в начале XVIII века процветал. В 1801 году при российском императоре Александре I был передан грекам, живущим в Закавказье.
Остатки монастырских построек, келий и трапезных.
Фрески главного храма Ахталы написаны, скорее всего, между 1205 и 1216 годами. В конхе представлена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем, ниже идет пояс с Евхаристией, ещё ниже написаны в два ряда фигуры святителей, на северной и южной стенах храма и на восточной стене трансепта - сцены из жизни Богоматери и Христа, мученики, святые; в помещении на юго-западной стороне храма - истории Иоанна Крестителя и пророка Илии, на западной стене - Страшный Суд. Во фресках Ахталы слились как традиции византийского, так и грузинского и армянского искусства (возможно, здесь работали, 3 мастера: грузин, грек, армянин-халкедонит).
Едем дальше, Ахпат. Ахпатский монастырь - значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. В 1996 году был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 году. В X-XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья. В 1081 г. в Ахпате был рукоположен в католикоса армянский епископ Анийский и Ширакский Барсег, что свидетельствует о всеармянском важном значении монастыря. В 1105 г. монастыри Ахпат и Санаин были разграблены турецким эмиром Кзылом, а через дюжину лет эта территория была отвоевана и присоединена к Грузии.
Памятники Ахпата отличают компактность, суровая строгость форм, изящество немногочисленных декоративных деталей, остроумие решений пространства, конструкций.
Сурб Ншан, церковь святого знамения, 972-991 с притвором, 1185 - древнейшая сохранившаяся постройка монастыря, основана царицей Хосровануш. Считается, что руководителем строительства церкви Сурб Ншан был архитектор Трдат. Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи начала XIII в. в алтаре, росписи содержат армянские и грузинские надписи.
В XI-XV вв. широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в Ахпате в X в. первым настоятелем монастыря - известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели армянской науки и культуры преподавали здесь риторику, философию, богословие, музыку и т.д. В монастыре рукописи не только создавались, но и реставрировались, велась текстологическая работа.
В XI в. при монастыре возле ц. Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в настоящее время в находится в ереванском музее Матенадаран). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания монастыря Ахпат), упоминается список Библии 951 г. В 1931 г. из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными.
Дядя Варужан мажет мне ладонь маслом, благославляет. А потом везет в последний монатстырь на нашем пути - Санаин.
Церковный комплекс X-XIII веков Санаин тоже входит в списки ЮНЕСКО. Санаин владел обширными земельными угодьями, численность братии в X-XI вв. доходила до 300-500 человек, среди которых были ученые, деятели культуры. Предполагается, что это были армянские священники изгнанные из Византии императором Романом I Лакапином. В это время школа монастыря была преобразована в чемаран - академию (Григора Магистроса Пахлавуни). При Санаине имелся скрипторий, где переписывались книги.
Из разновременных построек Санаина сложился гармоничный архитектурный ансамбль. Основная их группа включает крестово-купольные церкви и кафедральный собор. Между церквами для устойчивости во время землетрясений построена сводчатая галерея-школа Академии. С запада примыкают арочные гавиты. 3-хярусная колокольня, самое большое в средневековой Армении книгохранилище 1063 года постройки с 8-гранным куполом, часовня Сурб Григор (Св. Григория Просветителя; до 1061 г.).