Небольшой старинный дом с аркой, №66 по Нежинской улице, маленький дворик… Именно здесь в бывшей коммунальной квартире находится музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим».
Обычный одесский двор, полный старых машин, котов и мальчишек.
На входе нас встречает вот такой господин, а также список "donations". Музей создан на пожертвования. В частности, почти вся экспозиция состоит из частных коллекций еврейских одесских семей.
В Одессе всегда проживало много евреев. В 1798 г. в городе была создана еврейская община и построена синагога. Первым раввином Одессы был И. Рабинович. Росту численности еврейского населения в XIX веке способствовал приток людей из других городов Российской империи, а также из Германии, Галиции. Переселенцы открывали торговые дома, лавки. Прибыльным занятием евреев в тот период была торговля зерном. В 1826 году в городе была создана общеобразовательная школа с преподаванием еврейских предметов. Почти все учителя кроме учителя русского языка, были евреями из Германии и Австрии. Впоследствии было открыто отделение и для девочек.
Старинный Талмуд.
Перепись 1897 года показала, что в Одессе проживало 138 935 евреев (34,4% населения). Основные занятия в тот период - торговля ( в том числе экспортные операции - торговля зерном), ремесла (высокий процент еврее был среди портных), банковское дело (из 10 банков 7 принадлежали евреям). Несмотря на большие прибыли в данных сферах, среди еврейского населения было много лиц с низким доходом, именно поэтому так много внимания еврейская община уделяла благотворительности, помощи бедным.
Инструменты главного моэля Одессы. У сапожника на вывеске сапог, у булочника батон, у моэля обрезанная крайняя плоть часы))
Отдельная страница истории одесских евреев связана с погромами. Именно Одесса снискала славу первого города России, в котором представители данного народа подверглись погромам. Погромы начала XIX века были вызваны торгово-экономической конкуренцией греческого и еврейского населения. Однако поводы к началу погрома могли быть и абсолютно из другой оперы - например, поводом к погрому 1821 г. послужили слухи об участии евреев в убийстве в Стамбуле греческого православного патриарха Григория.
В первый раз я слушала, как играет настоящий старинный патефон.
После октябрьских событий 1917 года, из-за частой смены властей в Одессе в годы гражданской войны, антисемитских настроений некоторых из них (например, Добровольческой армии Деникина), налетов различных банд еврейское население оказалось в очень тяжелом положении. Как раз для борьбы с погромщиками была создана еврейская боевая дружина, которая, просуществовав до весны 1920 года, не допустила погромов в городе.
В связи с политикой пролетарского интернационализма началось наступление на сионизм. Многие евреи были арестованы по обвинению в сионистской деятельности, студентов-сионистов исключали из университета. В 20- е годы XX века были закрыты все большие синагоги (в том числе Бродская синагога, превращенная в еврейский клуб в 1925 г.).
Почти до конца 1930-х годов именно Одесса была крупным центром советской культуры на языке идиш. Действовали даже отделения милиции и районные суды с языком идиш в качестве основного, было много еврейских школ. Существовали и издания на идиш, был открыт Одесский еврейский театр. Однако в середине 30-х годов началось быстрое свертывание деятельности культурных учреждений на язык идиш.
С Одессой связана деятельность многих писателей, поэтов: И. Бабеля, Э. Багрицкого, С. Гехта, Веры Инбер, И. Ильфа, Л. Славина. В музее можно увидеть буфет Бабеля - он его оставил когда в Москву уезжал. Часть экспозиции посвящена деятельности П. Столярского, скрипичная школа которого прославилась на весь мир и стала вехой в исполнительском искусстве.
История одесских евреев - кровавая страница Холокоста в годы Второй Мировой войны. К моменту оккупации в Одессе находилось 120 тысяч одесситов - евреев (еще 100 тысяч приблизительно успели эвакуировать). После освобождения осталось 600 человек. Особенно зверствовали тут румынские части войск вермахта. Воспользовавшись взрывом здания румынской комендатуры, при котором погибло несколько десятков солдат и офицеров, в качестве ответной меры выбрали убийство около 5 тысяч человек, большинство из которых были евреи. Найдены останки тысяч расстрелянных и сожженных евреев, мужчин и женщин, согнанных в село Дагоник. Останки около 28 тысяч евреев были обнаружены во рвах после освобождения Одессы - сожжены на артиллерийских складах на Люстдорфской дороге. Печально знаменита деревня Богдановка, где с 20 декабря 1941 года по 15 января 1942 года были расстреляны все согнанные сюда евреи. С объявлением в декабре 1941 года Одессы столицей Транснистрии была запланирована полная «очистка» города от евреев, создано гетто в Слободке.
Об этом и многом другом рассказывает экспозиция музея. Если вы хотите узнать побольше об истории Одессы, вам непременно надо здесь побывать.