Эта картина восхитила меня больше остальных (еще пятая будет, с Устюгом. Устюг и Каргополь сражаются за первенство).
Начнем с самого города. Город стоит на юге Архангельской области, на реке Онеге. Когда, по дороге из Пудожа, закончилась Карелия и началась Архангельская область, дорога резко перешла из очень хорошей асфальтовой в узкую грунтовку среди густого леса - надо еще умудриться, такой контраст. Каргополь - тихий, уютный провинциальный городок, до которого еще не добралась бредовая московская лапа. Церквы стоят резво и напоминают о былой славе города, который был, как и многие северные, на пути в Архангельск - пограничный город с Европой. Это еще до Петра, Петр всё переиграл. Спасибо ему, Каргополь утонул в лесной провинциальной глуши. Тротуары деревянные, музеев достаточно, вариантов на жилье - вроде, тоже.
Город оказался живой, активный, но, к сожалению, лишенный минимальных удобств - водопровод и канализация в нем отсутствуют как класс. Мы нашли отличный вариант - сняли квартиру, да и не у кого-нибудь, а у семьи художников, которые создали музей знаменитой каргопольской игрушки. Получилось так, что мы праздновали свое трехлетие у печки и окруженные медведицами, свистульками и книгами-книгами. В основном советскими, конечно.
Отдельно - про пригороды.
А пригороды - это деревянные шатровые церквы, которым по 300 и больше лет. Стоят они вокруг города в полях или в селах и производят колоссальнейшее впечатление. Вот, к примеру:
Ансамбль церквей в селе Лядины. Самой старой из них - 1743 г. Это редчайший пример тройной композиции : две церквы, зимняя и летняя, и колокольня. Мы, по дороге из Пудожа, мягко говоря не ожидали на такое наткнуться, поэтому получилось в разы приятней. Сейчас там идет реставрация. Внутрь не залезть, а там небо - расписанный потолок.
Или вот еще - Ошевенск. Во-первых монастырь, основанный в 15 столетии, в ужасном состоянии, но, как мы поняли, потихоньку оживает. Грузовики с лесом стоят, люди в единствекнной нормальной постройке есть.
Во-вторых, деревянная церковь с колокольней 18-го века. Тоже закрыта-заколочена, внутрь никак, но выглядит очень внушительно.
В-третих часовня 19-го века, которая ничуть не уступает древним черным соседам.
Не буду отдельно рассказывать о том, как мы туда в непогоду добирались, вспомнить страшновато.
Идем дальше: село Саунино, ансамбль 1665 года. Под ливнем смотрится еще краше.
Черное северное дерево производило сильнейшее впечатление, особенно в виде заброшенных, мертвых деревушек у глухой грунтовки. Было, над чем подумать.
Таких, к сожалению, на протяжении всей дороги было ох как много...
Дальше - Архангело. 18 век.
Потом - Большая Шалга, 1745 год. Удалось пролезть вовнутрь. Остались живы некоторые фрески и алтарная часть. Пахнет лесом, мокрым деревом и деревней, умершей деревней, от которой осталась одна церква. Работы по восстановлению ведутся.
И на сладкое - моё любимое, моё самое сильное впечатление не только за эту, но и за многие, очень многие другие поездки. Таких впечатлений у меня ох как давно не было. Село Красная Ляга, бывшее, умершее село. От него осталась только дырявая дорога и церква, 1655 год постройки. Церква стоит посреди поля, в траве по пояс, на едине со своими мыслями. Для меня она стала откровением и первым северным чудом.