21 января информационное пространство взорвала новость о том, что несколько известных кинематографистов пытаются торпедировать недавно принятый закон о запрете нецензурной брани в кино. Напомню, что закон, направленный на ограничение оборота произведений, содержащих нецензурную брань, был принят около года назад и вступил в силу с 1 июля 2014 г. Он запрещает использовать нецензурную лексику на телевидении, в театре и кино.
И вот, спустя полгода, кинорежиссеры Никита Михалков, Федор Бондарчук, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Владимир Хотиненко и Олег Табаков пишут письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева с просьбой "дать поручение о внесении поправки в действующее законодательство, предусматривающей возможность выдачи прокатного удостоверения с возрастным ограничением "18+" для фильмов, которые в целях реализации художественного замысла могут содержать нецензурные выражения". Дело в том, что в связи с принятием Федерального закона №101 - ФЗ, c 1 июля 2014 года не будет выдаваться прокатное удостоверение на показ фильма, содержащего нецензурную брань.
Но, по мнению данных режиссеров, "нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия и традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях, к которым относятся правдивость изображения образов героев, усиление эмоциональной окраски происходящих на экране событий и так далее". С точки зрения известных кинематографистов, запрет на мат в киноискусстве существенно обедняет возможности художественной реализации авторского замысла.
Главными инициаторами создания данного обращения называют Федора Бондарчука и Никиту Михалкова. Мотивация Федора Бондарчука мне понятна: совсем недавно он выступил продюсером фильма Валерии Гай Германики "Да и да", в котором присутствует обилие ненормативной лексики. Более того, в своем творчестве он сам использовал нецензурную брань (например, в фильме «9-ая рота»). Видимо, для того, чтобы снимать кино для «креативного класса», мат необходим. Иначе не поймут, не оценят. Но ведь обходился без мата великий советский режиссер Сергей Бондарчук, на творчество которого зачем-то ссылается его сын Федор, пытаясь оправдать свой «креативный» взгляд на искусство.
Отсутствие мата не помешало снять Сергею Бондарчуку киношедевры «Судьба человека» и «Война и мир», получившие мировое признание. Прекрасно без ненормативной лексики в творчестве обходились Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Андрей Тарковский и другие мэтры отечественного кинематографа. Что говорить, если даже Василий Шукшин, один из главных певцов народной жизни, и тот обходился без мата. Вот что говорит актриса Лидия ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА:
«Как настоящий сибирский мужик, Шукшин крепким словом пользовался виртуозно, что в начале наших отношений меня шокировало. Я росла в ленинградской семье, в доме родителей мата не слышала. Самым грубым ругательством было слово «дурак». Даже идиотом никого не называли. И когда от Шукшина впервые услышала крепкие конструкции, у нас с ним по этому поводу был разговор. Он оправдывался, что у него на родине все так узорчато выражаются. Живя со мной, почти перестал выражаться. Если и вырывалось крепкое словцо, извинялся. Но и речи не могло быть о том, чтобы использовать ненормативную лексику в кино. Он и сам этого не хотел, хотя в устах шукшинских героев матерное слово вроде бы должно звучать естественно. Он находил другие слова, которые были не менее выразительными и эмоциональными. Все зависит от таланта художника. Я не знаю, почему считается, что хорошее, правдивое кино без мата не снимешь. Лично меня мат на экране или на сцене коробит. Я и сама не ругаюсь, и не люблю, когда при мне выражаются».
http://www.kp.ru/daily/26331/3214592/ Но больше всего меня удивляет позиция Никиты Михалкова, который зачем-то встал в одну упряжку с «креативщиком» Федором Бондарчуком. Как бы красиво и художественно он сам не объяснял необходимость мата в кино в особых случаях, инициатива эта работает на идею толерантности - запрет на запрет (запретить запрещать мат в кино). А ведь совсем недавно, Никита Сергеевич в своей авторской программе «Бесогон», изгонял из общества бесов «Овертона» и
толерантности, но как выясняется с искушением нецензурщины не справился. А ведь это обращение к Дмитрию Медведеву может стать началом возвращения мата в телеэфир, на театральные подмостки и т.д. Очень быстро и легко «Бесогон» может превратиться в «троянского коня».
Кому-то может показаться, что с помощью этой истории решили несколько кинематографистов обратить на себя внимание, что тут такого. Закон принят и действует, фильмы с матом в кинотеатрах не идут. Но с 22 января федеральные СМИ начинают бурлить новой волной новостей:
«Правительство страны готовит проект закона об отмене возрастной классификации информационной продукции и отмене запрета на нецензурную лексику в прокатном кино и театре, сообщает ТАСС со ссылкой на главу комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елену Мизулину. Об этом Мизулина рассказала во время выступления на одной из секций в рамках Рождественских чтений».
http://www.gazeta.ru/culture/news/2015/01/22/n_6849549.shtml «У Минкультуры есть законопроект о возвращении нецензурной лексики в кино. Как стало известно «НГ», его планируется быстро провести через Госдуму и ввести в действие уже с апреля этого года. Матерные слова могут быть обращены только к зрителю категории «18+».
http://www.ng.ru/politics/2015-01-26/1_mat.html «По убеждению Мединского, мат в театр и на телевидение возвращать нельзя. «Мат в литературе: если книга содержит нецензурную брань, она должна быть в запечатанной обложке с ярким стикером и с соответствующей надписью», - считает министр.
Он также рассказал, что понимает желание ряда режиссеров вернуть нецензурные слова в кино, однако необходимо жестко соблюдать возрастные рейтинги. «У нас сейчас закон широк, но абсолютно неприменим, потому что на всех фильмах «16+» и «18+» детей пускают свободно, никто не обращает на возраст никакого внимания. Зачем законы, которые никто не соблюдает? Давайте уберем лишние грифы и ограничения, но оставим «18+», и это требование будет жестко соблюдаться, будет большой штраф для кинотеатров, которые его нарушают. И тогда мы будем добиваться уважения к законодательству. Я думаю, примерно в таком контексте Министерство культуры и будет готовить свои предложения», - пояснил свою позицию министр».
http://www.gazeta.ru/culture/news/2015/01/26/n_6861497.shtml Исходя из сделанного Владимиром Мединским заявления, минкульт не планирует возвращать нецензурную брань на телевидение и театральные подмостки, но готовит свои предложения в ответ на письмо кинематографистов. Сейчас очень важно остановить возвращение нецензурной брани на киноэкраны, потому что это в разы сократит количество нецензурной брани в современном кинематографе.
С каждым годом количество нецензурной брани в отечественном кинематографе растет. Обильно были наполнены матом фильмы «Изображая жертву» К.Серебренникова, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Духless» Р. Прыгунова (этот фильм продюсировал Федор Бондарчук). Рекордсменом по нецензурной лексике стал 2014 год, когда были созданы фильмы: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина» А.Кончаловского, «Да и да» Валерии Гай Германики, «Левиафан» А.Звягинцев. Т.е. мы наблюдаем рост количества фильмов с использованием подобных «средств выразительности». Но последние фильмы Гай Германики и Звягинцева в соответствии с новым законом будут показаны в кинотеатрах уже без мата. Уверен, что данный закон побудит режиссеров искать иные средства художественной выразительности, примером которых могут считаться киношедевры советских режиссеров.
Более того, поправки в закон могут оказаться «троянским конем», вслед за которым могут появиться подобные обращения от театральных режиссеров и телепродюсеров. Именно поэтому общественное движение "Суть времени" выступает против инициативы о возвращении нецензурной лексики в кино и искусстве в целом. 28 января возле Министерства Культуры РФ
прошла серия одиночных пикетов против законопроекта об отмене возрастной классификации информационной продукции и внесении поправок в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", который с 1 июля 2014 года запретил выдачу прокатных удостоверений для фильмов с нецензурной лексикой и публичный показ фильмов без прокатного удостоверения.
Дополнение:
Карен Шахназаров: "общество совершенно не хочет возвращения нецензурной брани, и правильно делает"