1 часть Затерявшиеся следы больших бед "маленьких людей"
В творчестве Достоевского с достаточной полнотой раскрывается тема Петербурга как существеннейшего элемента его литературных построений и душевных прозрений. Между художественным произведением и вдохновившим его памятником или просто местностью существует как бы реальная связь.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад - Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С. Я. Маршак.
Каждая отдельная личность в творческих переживаниях преломляет образ Петербурга по-своему. У Достоевского свой - глубокий и значительный его образ. Раскрытие его чрезвычайно существенно для понимания Достоевского.
Все впечатления петербургской жизни, порождённые пейзажем города, его белыми ночами и туманными утрами, его водами и редкими садами, великой суетой северной столицы, - все эти впечатления наслаивались одно на другое, перерабатывались и находили свое воплощение в рождённом гением образе.
Что искал Достоевский, «бродя» по Разъезжей? Возможно, как написал в своих «Путевых заметках» В. П. Боткин, он тоже пытался разглядеть затерявшиеся следы другой, ещё не написанной им «великой драмы», иных трагических событий, о которых мы узнаём из его гениальных произведений?
Однажды Достоевский испытал потрясение, которое впоследствии назвал «видением на Неве».
Как-то он возвращался домой вдоль Невы и вдруг в морозно-мутной дали увидел совершенно иной новый мир и какие-то необычные фигуры, «вполне прозаические» - «вполне титулярные советники».
И в воображении вдруг появилась «другая история, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, а вместе с ним какая-то девочка, оскорблённая и грустная».
В душе будущего писателя произошёл переворот: он точно прозрел и увидел мир глазами «маленьких людей» - бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, его дальней родственницы. Тогда и появился замысел оригинального романа - романа в письмах, в котором от лица самих героев и ведётся повествование.
Впоследствии Белинский назовёт Достоевского «новым Гоголем».
В своём первом произведении - романе «
Бедные люди» (1846) - Достоевский, подобно автору «Шинели» Н. В. Гоголю, рассказал о тех бедах и невзгодах, которыми была полна жизнь «маленьких людей» Петербурга. Уже в «Бедных людях» проявилась главная особенность таланта писателя - умение проникнуть в душу маленького, обиженного судьбой человека. До него это умение ярко проявилось уже в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя.
Его герои - Макар Алексеевич Девушкин, почти тридцать лет переписывающий канцелярские бумаги, и сирота Варенька, зарабатывающая на хлеб шитьём, - раскрывают свои переживания, маленькие радости, большие горести и обиды в письмах друг к другу.
Сердечные и неподкупно честные, они хотят жить
по-человечески - чувствовать себя независимыми, видеть внимание и уважение окружающих, наконец, просто быть сытыми, одетыми и не дрожать над каждой копейкой.
Но даже эти их желания, такие скромные и естественные, не могут осуществиться.
Не выдержав тягот полунищенского существования, тяжело больная Варенька выходит замуж за нелюбимого человека и навсегда уезжает с ним из Петербурга.
«Да как же может быть такое, Варенька! К кому же я письма писать буду, маточка? - Я умру, Варенька, непременно умру, не перенесёт моё сердце такого несчастья. Сам я для Вас только и жил одних! - с отчаяньем восклицает Девушкин в своём последнем письме, которым и кончается роман.
Продолжение следует.