Мои верные союзники в битве за детей
К моей второй встрече с родителями первоклассников я готовилась, как к сражению. Без всякого преувеличения. И мне для успеха в работе это сражение надо было выиграть. Иначе - суши вёсла и выматывайся из школы за профнепригодностью: никакого педагогического процесса без союза с семьёй (каждого из моих учеников) я сотворить не сумею, да и никто не сумеет. Но обо всём по порядку.
Напомню, что речь идёт о массовой общеобразовательной школе - как об основе советского образования.
(О других типах школ как-нибудь потом).
Всегда считала наиважнейшей нашу первую встречу: от неё зависит, придут ли родители на последующие наши собрания и… многое другое. Это понятно.
Но меня встревожило настроение родителей, ополчившихся против одного из моих учеников.
Перемены в школе были заметны уже невооружённым глазом - но, понимаете, я-то не собиралась свой педагогический багаж сдавать в камеру хранения и обзаводиться новым.
Небольшое отступление.
Что переменилось за постсоветские годы в школе? Коротко.
Сотрудничество коллектива учителей (обмен опытом, взаимные плановые посещения уроков с интересными и полезными обсуждениями, преемственность между ступенями, наставничество как опёка над начинающим учителем и т. д.), растаяло в пространстве и заменилось на отдельные замкнутые ячейки-кабинеты под авторитарным руководством директора и на кучу никому ненужных, но занимающих время бумажных издевательских отчётов. Много ещё чего - но это тема отдельного разговора. Здесь я - о родителях.
Самым диким, по моему скромному мнению, было принудительное адресное празднование
1 сентября: начальная школа идёт туда-то и туда-то.
В обязательном порядке (т. к. «Мы же договорились с кинотеатром!») первоклассников загнали на просмотр двухсерийного фильма из разряда фэнтэзи американского образца в маленький душный зал одного из кинотеатров города.
Малышей, не знакомых толком друг с другом и с учителем, который не всех по именам-то ещё знает, надо было туда как-то довести.
Разумеется, узнав подробности праздничного «мероприятия» (уже на месте!) мы со скандалом (нам не хотели открыть дверь на выход) вырвались из «праздничного» заточения и двинулись в обратном направлении. По дороге остановились отдохнуть в чудесном зелёном сквере, где устроили импровизированный игровой церемониал знакомства всех со всеми.
«Кого интересует ваше мнение?», - высокомерно ответила вопросом на мои претензии к устроителям «праздника» директор школы. Тогда я не придала этому факту значения, которого он заслуживал. Решила, что просто превысила свои полномочия и сказала себе: «Не лезь! Выкручивайся с 1 сентября, как знаешь». И обратилась к родителям, которые очень нам помогли. Заранее оповещая школьное руководство, они устраивали нам все праздники с учётом их смыслового содержания, возраста детей и безопасности проведения - всем на удивление.
Понимаете теперь, почему я трепетно отношусь к общению с родителями?
Смело могу сказать, что родители - мой второй параллельный класс - опора и защита не только детям, но и мне, их учительнице.
И вдруг мой взрослый класс задумывает бунт на корабле. Я уже обзавелась у них за эту пару месяцев кое-каким авторитетом, но мне же нужно не их подчинение моему диктату, а сотрудничество с ними.
Обдумала стратегию и тактику боя. Учительница я или где! И приготовила для них урок труда.
Каждого приходящего просила помочь с изготовлением учебного пособия по математике: счётные диски для изучения второго десятка. Сами малыши ещё не могут сделать это качественно. А без них мне просто никак не обойтись, и нужны они буквально к следующему уроку.
Картон, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки - приготовлены для каждого. Работу можно подписать именем своего чада. Поскольку приходили они по одному, то и в работу втягивались постепенно. А когда собрались все - я начала со своего сообщения: рассказывала о детях, об их успехах, о наших трудностях - коллектив детский ещё не сформирован; о возникающих конфликтах и недоразумениях, которые мы, взрослые, должны предупреждать совместными усилиями.
И, наконец, затронула главную тему: выразила своё беспокойство по поводу безобразного поступка группы наших мальчиков (первоклашки!), устроивших засаду в туалете и побивших своего одноклассника. У детей я выяснила, что такой совет они получили от одного из пап. Я попросила повременить с возмущёнными высказываниями по поводу пострадавшего и послушать одну короткую историю про десятиклассников нашей школы.
Юноша попал в больницу с очень серьёзными травмами в результате такого же сговора одноклассников. Кое- кто из родителей об этом слышал. Дело рассматривалось в суде со всеми вытекающими...
Мы таким образом хотим воспитывать наших малышей?
Это и есть главный вопрос на сегодня. Каждый из вас думает, что его ребёнок безупречен? Давайте всех исключим из школы и будем воспитывать только беспроблемных детей.
(А они есть?). Меня поразило, что наш пострадавший никому не пожаловался, даже родителям. Это я разглядела шишку под его солнечным вихром.
Нет, без драк не бывает детства, но уж тогда - один на один, а не сворой на одного. Если родители решат, что допустимо в каких-то случаях применять силу - так тому и быть. Но я в этом участвовать не могу и не буду. Я просто уйду из школы.
Я не рисковала - мы уже были сотрудниками и союзниками. Но если вдруг?
Тогда пришлось бы сдержать обещание.
Я смотрела на взрослых людей, а видела их первоклассниками. Такими внимательными вдруг лица сделались, как у детей на уроке…
Да, сейчас нас пытаются примирить с тем, что школа - это не Храм Знаний, а лабаз с продажей энного количества сведений, необходимых обслуге;
да, выживающие семьи не могут уделять должного внимания детям.
Но были в нашей Истории времена и потруднее: справлялись всегда - справимся и теперь.
Главное поддержать действием тех, кто не хочет отдавать нашу школу, детей в руки либеральных чиновников.
Плодотворно работает
Всероссийское Родительское Сопротивление. Многие учителя и учёные активно поддерживают это Движение, потому что родители составляют подавляющее большинство нашего гражданского общества.
Вот только защитников много не бывает.
А родители и учителя вместе - это то, что надо сейчас детям.