1 ,
2 ,
3 Развиваем память младших школьников.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
(Л. Н. Толстой).
Наиболее распространённый приём запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание.
Однако при возрастающем объёме учебного материала он перестаёт себя оправдывать.
Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приёмы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др. Целесообразно продемонстрировать детям и различные
мнемотехнические приёмы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать приём классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание должно быть уделено обучению элементам логического мышления:
- сравнению,
- нахождению общего и различного,
- классификации,
- умению давать простейшие определения.
- выделению различных признаков предметов
Направляя усилия на развитие мышления детей, родителям необходимо учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.).
При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
1. Игра на развитие воображения "Волшебное яйцо"
Шаблон в виде яйца обвести на листе бумаги и дорисовать овал так, чтобы получились новые предметы:
2. Игра «Бывает - не бывает»
Водящий произносит фразы, если такое бывает, то ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не бывает - топать ногами. Примеры: Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит. Домик девочку рисует.
3. Игра на внимание «Заметить всё»
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку:
1. назвать предметы, их цвет
2. указать последовательность их расположения,
3. определить, что изменилось (замена предмета, расположения, цвета и др.)
(Для начала - можно открывать на несколько секунд, если нужно, перед каждым заданием).
Успехов мамам и папам в сотрудничестве с детьми!.
Игры и упражнения .
ИсточникПродолжение следует.