Достоевский - темен, но и жизнен (горяч). Странное сочетание. Очень странное. Так же, как высокая температура - признак болезни, но и борьбы, т.е. жизни.
Отличное наблюдение! Весь "Идиот" - горячка. Все проявления жизненности - в пограничном состоянии умирания и пробуждения. Но никто не умирает толком и никто особенно не пробуждается. А если пробуждается, то не для доброго дела. Еще бы подумать, отчего у Достоевского нет цвета, вообще, вся его реальность - цвета бумаги, серая, с желтизной. Цвет лимба. Вообще, кажется, писатель после каторги страшно хотел начать жить - ново и полноценно. Но не получилось, в результате молодость и зрелость мгновенно сменились старостью, борьбой против умирания. Тот случай, когда физиология творчества имеет место в реальности, когда метаболизм, грубо говоря, владеет письмом. :)
Практически со всем согласен. И особенно про цвет - серый, с желтизной... Это несмотря на то, что исследователи усматривают в романах Достоевского всяческие цвета и оттенки (http://lit.1september.ru/article.php?ID=200103204). Но глаз читателя этого не замечает, что интересно. А в "Идиоте" сам замысел в том, что в финале все будто в спячке, "умерли" - несмотря на всю предшествующую лихорадку. Спасение, воскресение - за кадром. И насчет метаболизма, который "владеет письмом" - Вы не знакомились с рабочими тетрадями Достоевского к "Дневнику писателя"? Это очень интересные и странные тексты - где его как будто преследует та или иная тема, к которой он вновь и вновь возвращается. Как навязчивая идея. Вроде бы, он сумел обуздать свой талант и свою болезнь, поставить их на службу чему-то высшему... Но все равно - и пугает, и влечет.
При всем при том - "Идиот" гениальный роман, вряд ли что либо на меня производило такое сногсшибательное впечатление в юности, я помню, что прочел его на ходу, вышагивая по Сан-Франциско, ничего не видя вокруг, дня за три.
Темен и горяч - это как уголь. Энергия внутри, почти не видна, только иногда красные всполохи, которые быстро превращаются в поседевший пепел. Так и есть.
Comments 4
Весь "Идиот" - горячка.
Все проявления жизненности - в пограничном состоянии умирания и пробуждения. Но никто не умирает толком и никто особенно не пробуждается.
А если пробуждается, то не для доброго дела.
Еще бы подумать, отчего у Достоевского нет цвета, вообще, вся его реальность - цвета бумаги, серая, с желтизной.
Цвет лимба.
Вообще, кажется, писатель после каторги страшно хотел начать жить - ново и полноценно. Но не получилось, в результате молодость и зрелость мгновенно сменились старостью, борьбой против умирания. Тот случай, когда физиология творчества имеет место в реальности, когда метаболизм, грубо говоря, владеет письмом. :)
Reply
И особенно про цвет - серый, с желтизной... Это несмотря на то, что исследователи усматривают в романах Достоевского всяческие цвета и оттенки (http://lit.1september.ru/article.php?ID=200103204). Но глаз читателя этого не замечает, что интересно.
А в "Идиоте" сам замысел в том, что в финале все будто в спячке, "умерли" - несмотря на всю предшествующую лихорадку. Спасение, воскресение - за кадром.
И насчет метаболизма, который "владеет письмом" - Вы не знакомились с рабочими тетрадями Достоевского к "Дневнику писателя"? Это очень интересные и странные тексты - где его как будто преследует та или иная тема, к которой он вновь и вновь возвращается. Как навязчивая идея.
Вроде бы, он сумел обуздать свой талант и свою болезнь, поставить их на службу чему-то высшему... Но все равно - и пугает, и влечет.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment