Как известно, после развала СССР нашу страну наводнили различные иностранные некоммерческие фонды. Многие из них начали активную деятельность в сфере образования и культуры. Выпуск учебников, гранты, поездки за границу, курсы за рубежом и многое другое стало теперь доступно ученым, ученикам и учителям России. Но со временем, подобная деятельность начала подвергаться критике со стороны педагогического и научного сообщества нашей страны.
Более того, деятельность некоторых фондов была даже запрещена. Правда, ко времени запрещения подобные организации успели серьёзно поработать над мозгами подрастающего поколения. Опасность влияния таких субъектов, как фонд Сороса или USAID, ясна всем. Но проблема в том, что количество различных иностранных грантодателей в сфере российского образования настолько велико, что устранение двух трёх субъектов из этого списка кардинально не меняет картину.
Конечно, предлагать разрыв всех международных отношений в сфере образования и науки глупо и не нужно. Но отфильтровать с грантодателей и установить жесткие требования необходимо. Почему до сих пор этого не сделано? Неужели у нашей власти нет понимания опасности промывания мозгов подрастающего поколения? Или же такое влияние не оценивается как вредоносное? Или есть мнение, что оно точечное и не приносит большого вреда? Или же есть мнение, что наши зарубежные «партнеры» готовы бескорыстно вкладывать деньги в российские мозги, чтобы человечество стремительно приближалось к светлому будущему?
Ответов на эти вопросы у меня нет. Поэтому приходится вглядываться и разбираться по каждому отдельному случаю. Иногда это приносит какой-то результат, и власти прислушиваются к голосу общественности. Чаще нет. Но для нас очень важно понимать, с какой целью тот или иной благотворительный фонд вкладывает деньги в образовательные и исследовательские программы в России. При этом ещё раз необходимо оговориться, что существует немало организаций, которые реально развивают образовательные и научные программы и приносят огромную пользу в этой сфере. Поэтому, не всякая привлекшая наше внимание организация является «вредной». Но понять кто друг, а кто враг необходимо. А отрицать наличие врагов глупо.
Германский исторический институт в Москве имеет очень серьёзную репутацию в научных и образовательных кругах.
Институт был открыт в 2005 году по инициативе крупных немецких фондов -
Фонда им. Альфрида Круппа фон Болена и Гальбаха и
Фонда «Цайт» им. Эбелин и Герда Буцериус. С 1 января 2009 г. по рекомендации научного совета Германский исторический институт в Москве был переведен на финансирование Фондом Немецких гуманитарных институтов за границей (DGIA), поддерживаемым Министерством образования и науки Германии.
К основным направлениям своей деятельности институт относит исследования в области истории Германии и России, углубление кооперации между российскими и немецкими учеными, координацию и осуществление совместных исследовательских и издательских проектов, поддержку молодых ученых.
В штате ГИИМ 15 немецких и российских сотрудников. Всемирную поддержку их деятельности оказывает Попечительский совет (председатель Совета - проф. д-р Хельмут Альтрихтер, зам. председателя Совета - академик РАН Александр О. Чубарьян).
ГИИМ - один из десяти научных гуманитарных институтов за границей (наряду с институтами в Риме, Париже, Лондоне, Вашингтоне, Токио, Бейруте и Стамбуле), которые относятся к финансируемому Министерством образования и науки Германии
Фонду им. Макса Вебера со штаб-квартирой в Бонне.
Итак, как было сказано выше, основателями являются два крупных немецких фонда. Один из них -
Фонд им. Альфрида Круппа фон Болена и Гальбаха - привлекает уже своим названием.
Фамилия семейства Крупп широко известна всем, кто хоть немного интересуется историей ХХ века. Также не являются секретными и факты биографии самого Альфрида Круппа и его отца Густава Круппа.
Алфрид Крупп с 1936 года являлся членом правления, а в 1943 встал во главе империи Круппов.
Кроме этого Альфрид Крупп очень хорошо ладил с фашистами.
Уже в 1931 году, в возрасте 24 лет, он вступает в СС, а в 1938 становится членом НСДАП. В 1935 году он вступает в Национал-социалистический летный корпус (полувоенная организация, опекаемая НСДАП), а с 1937 года является его штандартенфюрером. В 1941 году - один из руководителей Имперского объединения угля и стали. С 1942 года - советник по вооружениям при рейхсминистре вооружений Альберте Шпеере, заместитель председателя Имперского объединения угля и стали. С 1942 года - президент «Фонда Адольфа Гитлера». До марта 1943 года возглавлял Имперский совет вооружений. С 1943 года - фюрер военной экономики.
Вот такая биография.
То есть мы смело можем сказать, что Альфрид Крупп - идейный фашист, который долгие годы состоял в партийных, карательных и военных организациях III Рейха и занимал высшие посты в управлении экономикой нацистской Германии.
Более того, Нюрнбергский трибунал доказал, что Альфрид Крупп является военным преступником и причастен к разграблению оккупированных нацистами стран и использованию рабского труда на своих предприятиях.
Но приговорен А.Крупп был лишь к 12 годам, а в 1951 году американцы выпустили его из тюрьмы и вернули значительную часть собственности. Вскоре империя Круппа была восстановлена.
Вот этот человек в 1967 году за несколько месяцев до смерти создает рассматриваемый нами Фонд, который явился одним из основателей Германского исторического института в Москве. Необходимо сказать, что на сайте Фонда есть официальная биография Альфрида Круппа, в которой из перечисленных нами фактов упомянуты лишь его арест и помилование .
Кстати надо уточнить, что помилование и восстановление Круппа в правах в 50-х годах, а также развитие его бизнеса в 60-х довольно НЕ удивительно. В то время в ФРГ вернулись многие нацисты, часть из которых вполне спокойно заняла довольно важные государственные посты. Чего только стоит руководитель разведки на Восточном фронте генерал-лейтенант Рейнхард Гелен, который был руководителем Федеральной разведовательной службы Германии с 1956 по 1968 года. Или генерал Адольф Хойзингер, ставший председателем Военного комитета НАТО. Долгие годы СССР безуспешно требовал выдачи и суда над этим военным преступником. И список этот довольно большой.
Альфрид Крупп один из тех военных преступников, которые были выпущены американцами в послевоенное время.
Надо сказать, что сразу возникает несколько вопросов. Неужели бывший идейный нацист Крупп изменился и решил создать благотворительный фонд для развития объективной науки и образования? А, может быть, после его смерти управляющие фондом направили деньги на благое дело? А может он просто заблуждался, а его семья и бизнес не имеют отношения к нацистской Германии? Вряд ли мы дадим исчерпывающий ответ на все эти вопросы, но что-то прояснить возможно.
(Продолжение следует)