Из века XIX-ого глядим в XXI-ый.

Nov 30, 2013 15:45

Продолжаем заниматься ращбором произведений различных форматов. На очереди у меня книжка, даже можно сказать роман, прилетевший благодаря брулетке (да, мне прилетело два на выбор, я выбрал оба).
И на столе сегодня Герберт Уэллс и его произведение "Когда Спящий проснется". Книжка, впервые вышедшая на рубеже веков - в 1899 году, повествует о событиях "двести лет спустя", т.е. о конце 21-ого века. Кроме литературного, книжка имеет ещё достоинства - это одна из первых "антиутопий" (хотя, как по мне, так она под этот жанр не совсем подходит, раскрою позже), и это отличный слепок сознания человека того времени - каким он видел будущее.

Если мы возьмем хронологию, то роман займет у нас 200 лет - начинается в конце 19 века, заканчивается в конце 21-ого, но действие занимает примерно неделю, может две. В целом, нам в начале, в 19 веке, дают экспозицию - кто есть главный герой, предпосылки к его летаргии и то, почему на выходе из неё он становиться "властелином Земли" (ибо на его деньги, которыми распоряжался специальный Совет, куплена половина земного шара со всеми потрохами). Основное действие занимает примерно неделю-полторы после пробуждения героя - он осматривает мир, пытается его понять и устранить то, что его не устраивает. Читая в параллель "Обитаемый Остров" Стругацких, я ловлю интересные ассоциации, потому как общество будущего у Уэллса чем-то напоминает Саракш.
Остановимся по подробнее на картине мира - она является одной из самых интересных частей произведения, именно её автор обхаживает с разных сторон. Итак, что мы видим из основных признаков:
1. Гигантизм - как мне кажется, он вообще был свойственен тому веку - рассматривать прогресс в том числе в увеличении размеров, в отличии от века нынешнего.
2. Урбанизация - действительно предсказанная тотальная урбанизация, доведенная до предела - города посреди чистой земли, никем не занятой, хотя фермерство, как мне кажется, упоминалось, но оно оставалось чисто работой, а не стилем жизни.
3. "Веселые города" - концентрированные центры разврата и прочих развлечений, вроде ЛасВегаса.
4. Падение морали (по меркам 19 века, естественно), как раз примерно до уровня современного общества, как я понимаю.
5. "Финансовое рабство" - т.е. рабочие, в основном, получают за работу еду, одежду и ещё чуть-чуть, но это чуть-чуть или пропивают или тратят в тех Веселых Городах, т.е. не могут из "рабства" вырваться.
6. Развитие авиации
7. Самоходные дороги в городах (опять привет Стругацким)
8. строительство специальных скоростных автомобильных дорог.
9. Религия "на продажу", а не на веру, множество сект, которые продают себя.
10. Наличие какого-никакого, а телевидения.
В общем, перечислять можно долго, я вроде всё основное вспомнил, что на глаза попалось. В целом, мне было интересно почитать, по сравнивать книжную и нашу действительность. С остальных точек зрения роман просто нормальный - написан не совсем заунывно, хотя иногда множество описание окружающего напрягает, но не слишком. Развития у персонажей почти нет - герой по сути успевает лишь очухаться от своего сна и осознать куда он попал, как всё заканчивается. Остальные персонажи намечены только контурами. Любовная линия... хмм... она есть, как мы выясняем на последних страницах, но в общем-то можно было и без неё - ничего бы не поменялось.
И немножко об антиутопии, которой я тут не вижу. Тут действительно, глобальные происходящие события в мире будущего - это две революции - свержение Совета, который правил миром последние лет 150, а потом свержение занявшего его место Острога (это такой персонаж), который оказался не лучше. И в общем-то это было бы антиутопией, если бы изначальный мир был утопией, где все всем довольны по тем или иным причинам (например, наркотики или Белое Излучение). Но тут же у нас всё начинается с революции - глав герой пробуждаясь просто даёт последний толчок для неё - оружие уже собрано, надо только раздать, мозги уже промыты. Т.е. у нас нету всем довольного общества, у нас есть предреволюционная ситуация, в которой замешана если не половина, то треть населения Земли уж точно. Какая же это Утопия?
Но, несомненно, "Спящий" дал толчок многим жанрам фантастики - это практически все описания будущего (прямо или косвенно через других авторов), это антиутопии, и, я уверен, что многие "попаданцы" как в прошлое так и в будущее так же несут на себе отпечатки романа Уэллса.

В целом - отлично как исторический документ, и нормально как литературное произведение.

Брулетка, Жили книжные дети не знавшие битв, Размышлизмы

Previous post Next post
Up