Продолжаю Севастопольские рассказы..
Сегодня направимся к сердцу города.его воротам с моря- Графской пристани.
Формируя морской фасад города, пристань является его своеобразной визитной карточкой. С этим памятником связана вся история Севастополя.
Пристань была заложена 3 (14) июня 1783 года в числе первых четырех каменных строений города. Сооружена по свидетельству Д.Н.Сенявина «с небольшим в месяц». В 1787 году к приезду Екатерины II пристань благоустроили и официально назвали Екатерининской. Однако это название не прижилось среди жителей города и моряков. Утвердившееся в дальнейшем название «Графская» ведет начало от командующего Севастопольской эскадрой в 1786-1790 годах графа М.И.Войновича, имевшего обыкновение садиться в шлюпку у этой пристани.
Позднее адмирал М.П.Лазарев, главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя в 1834-1851, написал в Петербург: «Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем, а дали ей это название просто, без всякого намерения».
По инициативе М.П.Лазарева в середине 30-х годов 19 века пристань удлинили, построили северную террасу, караульный домик - «каменный домик с одною чистою меблированной комнатой для проезжающих» и устройство для въезда подвод.
В 1837 году М.П.Лазарев решил завершить благоустройство Графской пристани, для чего нужно было удлинить набережную пристани к югу, устроить южную террасу с караульным домиком. Предполагалось также соорудить колоннаду, необходимость строительства которой Лазарев мотивировал желанием прикрыть с рейда беспорядочно разбросанные на площади возле Графской пристани старые здания артиллерийского ведомства и землянки на городском холме и «чтобы сверх того колоннада эта служила украшением для города и как бы заставой с северной его стороны».
В 1838 году в письме к начальнику Главного Морского штаба генерал-адъютанту, адмиралу А.С.Меншикову Лазарев отмечал «Графскую пристань необходимо нужно увеличить, как равно и построить другой домик. И мне кажется, что предполагаемая при оной крытая колоннада сделает чрезвычайно хороший вид с рейда, а вместе с тем прикроет голую и неправильную площадь, на которой разбросаны безобразные строения по произволу».
Автором проекта благоустройства пристани стал военный инженер Джон Уптон, англичанин на русской службе, в 1833-1849 годах инженер-майор, подполковник и полковник Морской строительной части. В Севастополе Д.Уптон проектировал и строил сухие доки, водопровод, проектировал сооружения адмиралтейства - набережные, пристани, магазины (склады). Уптон провел изыскания и выполнил проект планировки центральной части города.
Проект благоустройства пристани Д.Уптона, составленный в 1837 году, был представлен на утверждение императора Николая I. 9 марта 1838 года Николай I утвердил проект «за исключением колоннады, которая вовсе отменена». Однако М.П.Лазарев, не оставляя надежды воплотить задуманный проект полностью, неоднократно возвращался к вопросу строительства колоннады.
В 1846 году элегантная колоннада украсила город. Решенная в романтическом стиле с подражанием античной классике архитектура пристани торжественна и величава. От пристани широкая лестница, обрамленная по сторонам парапетами, ведет к сооруженной из инкерманского камня колоннаде. Два ряда дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет (аттик) с датой постройки - «1846». Высота колоннады - 6,5 м, длина - 18,2, ширина - 2,8 м. Колоннада фланкирована массивными пилонами, в нишах которых были установлены четыре мраморные статуи работы Ф.Пелличио (две из них утрачены).
С Графской пристанью связаны многие знаменательные события в истории Севастополя. Этим событиям посвящены мемориальные доски из белого мрамора, установленные на пилонах колоннады. Первая напоминает о том, что 22 ноября 1853 года на Графской пристани произошла торжественная встреча севастопольцев с вице-адмиралом П.С.Нахимовым после Синопской победы. Надпись на второй говорит о том, что с этой пристани 27 ноября 1905 года лейтенант П.П.Шмидт отбыл на крейсер «Очаков», чтобы принять командование восставшими кораблями флота.
Свидетелем трагических событий стала Графская пристань в ноябре 1920 года. 7 ноября 1920 года войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе прорвали укрепленные позиции белых у Перекопа, и повели наступление на Севастополь. Главнокомандующий Вооруженными силами юга России генерал-лейтенант П.Н.Врангель отдал приказ об эвакуации. Всего из Крыма вместе с беженцами эвакуировалось до 150 тысяч человек, в том числе около 70 тысяч солдат и офицеров. Этим событиям посвящена установленная в ноябре 1995 года на подпорной стене Графской пристани мемориальная доска с надписью: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года».
В советское время, в 1925 году Графскую (Екатерининскую) пристань переименовали в пристань III Интернационала.
Во время Великой Отечественной войны недалеко от Графской пристани погиб крейсер «Червона Україна». 31 октября 1941 года крейсер встал на свою огневую артиллерийскую позицию в районе Графской пристани. В течение двенадцати дней корабль вел огонь по противнику. 11 ноября орудия крейсера подавили три батареи противника, уничтожили 3 роты немецких солдат, разбили 18 бронетранспортеров и автомашин с войсками. 12 ноября во время очередной бомбардировки немецкие самолеты атаковали крейсер. В судно попало шесть бомб, оно приняло около четырех тысяч тонн забортной воды. Почти сутки личный состав боролся за живучесть корабля. Несмотря на героические усилия экипажа, крейсер затонул.
Помнит пристань и радостные дни освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков, когда над колоннадой Графской пристани взвился Военно-морской флаг.
Графская пристань и сегодня является главной пристанью города, народным причалом военного порта. С нее начинается военно-морской парад кораблей Черноморского флота в День Военно-Морского флота. На ее ступени поднимаются почетные гости города. В праздничные майские дни, в дни годовщины Победы и освобождения Севастополя на Графской пристани по традиции собираются ветераны Великой Отечественной войны.
Сюда приходят туристы и жители города, чтобы полюбоваться живописным видом на море.
и покормить чаек
Огни Северной стороны
Возвращение домой
Графская ночью
Спящие львы
Последний катер
Графская пристань и центральная площадь Севастополя-площадь Нахимова
До встречи , с новыми Севастопольскими рассказами
Другие мои прогулки из серии Севастопольские рассказы
Почему я люблю Севастополь Исторический бульвар Музей Панорамы обороны Севастополя Панорама оборона Севастополя Севастопольский аквариум Большое спасибо за внимание к работам