Почему Ростов считался самым криминальным городом Российской империи

Jan 15, 2020 21:42



Кто из уголовников первым остроумно сказал: «Ростов-папа, Одесса-мама» - истории филологической мысли неизвестно, но практически сразу блатное выражение прочно вошло в сознание не только воровской среды, но и обычных людей.

Прелести юга

Два города славились по всей России огромным количеством совершённых краж и были лакомым местом для пристанища уголовников всех мастей, любивших тепло, женщин, рестораны и... богатых людей.


Две императрицы - два воровских города

Уголовники предпочитали южное тепло и безбедную жизнь, которые они сначала обрели в Одессе, созданной по велению женской императорской руки Екатерины Второй в 1795 году на месте бывшей турецкой крепости Хаджибей, и в Ростове, который тоже создала женщина, но уже другая - Елизавета Петровна.

Город со второй половины XIX века активно развивался и изначально получил прозвище «Русский Чикаго» за похожее расположение улиц. Но американское сравнение на русской почве не прижилось и в победителях оказалось менее культурное и во многом обидное для местных современных жителей, не до конца ясное сравнение с неким «папой».
Громкие имена - в Одессе, безликость - в Ростове

Мишка-Япончик, Сонька Золотая ручка, Фукс, Федька Бык и многие другие промышляли в Одессе. А вот Ростов отличался безликостью в том смысле, что громких имён здесь не было. В этом - главное отличие ростовских воров от одесских, которые любили создавать себе громкие имена.
Воры-сценаристы

Ростовские воры отличались изобретательностью и находчивостью - мозги у них, что называется, «варили», в отличие от сегодняшних последователей, которые взрывают банкоматы или вскрывают их начинку с помощью газовой горелки. Раньше бы за такую грязную работу вора презирали.

В 20-х годах контору Госбанка ограбила киносъёмочная бригада, которая предъявила охранниками и вышестоящему руководству кипу подтверждающих бумаг, главный смысл которых - разрешить провести съёмки эпизода ограбления банка. Охранники впустили якобы режиссёра, актёров, сценариста, операторов и ещё двух-трех человек, которые несли киноаппаратуру и светоустановки. Всё это было расставлено внутри хранилища - его охранники заперли изнутри. А тем временем съёмочная бригада вытащила отмычки, вскрыла сейфы, упаковала в мешки деньги. Режиссёр попросил наружных постовых помочь снять финальную часть с выносом денег из банка.

Всё прошло просто замечательно, до тех пор пока банковские служащие не открыли сейфы. Гениальных воров-сценаристов так и не нашли.

Котиковая шубка и игра в этикет

У преступников был свой этикет. Они могли пожалеть жертву, основываясь на своих понятиях о добре и зле.

Характерный случай произошёл с молоденькой актрисой Ростовского театра юных зрителей Варей Шурховецкой. Она только что вернулась с фронта и шла ночью по тёмным улицам. К ней подошли двое мужчин и, вступив в учтивый разговор, пошли рядом с ней, а потом также любезным тоном предложили снять котиковую шубку, протёртую в нескольких местах. Но актриса сказала, что этого сделать не сможет, поскольку шуба грела её на фронте и спасала её с сыном от лютого мороза. После этих слов грабители посоветовали ей не ходить ночью и восвояси ушли.

Знаменитого в послевоенные годы Моню-скрипача воры ограбили ночью - забрали скрипку, на которой он играл перед уголовниками. Узнав об этом, главарь банды приказал найти виновных, наказать, а скрипку вернуть и никогда больше не трогать скрипача.
Энциклопедия вора

Вор мог прикинуться директором магазина и сказать: «Давайте, выгружайте товар в эту машину!», а потом сесть в машину и уехать вместе с дефицитом в воровскую «малину». Или могли украсть самовар и, зная хозяина самовара, продать ему на рынке его же вещь. Или ограбить квартиру так быстро, что присутствующий домохозяин, отвернувшись на миг, этого в первую минуту не замечал.

Спекулянты вещами могли подсунуть вместо штанов ветошь, замотанную в свёрток. Нередко воры крутились около и внутри ресторанов и, подойдя к посетителю, похлопав его по плечу, обчищали внутренности его карманов так виртуозно, что потерпевший догадывался о краже только дома. В ростовской милиции долгое время пытались поймать глухонемого вора, который работал по такому принципу в ресторане «Московский».
Воры плюс НКВД

Иногда правоохранительные органы даже обращались с просьбами к ворам. Однажды в Ростове появился крайне подозрительный субъект, которого чекисты взяли под наблюдение - нужно было выяснить, шпион он или нет. Одному из воров по поручению сотрудников НКВД удалось вытащить его бумажник с документами, показать его правоохранителям, а потом незаметно вернуть в карман владельца. Он был не шпионом, а просто состоятельным человеком. Залезали ли в его карманы ростовские воры повторно, в милицейских преданиях сведений не сохранилось.
Пять вёдер часов

Пять вёдер карманных часов нашли оперативники при обыске пойманного с поличным вора, который, надев военную форму, отправлялся на промысел. Он использовал одну и ту же «наживку» - коронный вопрос: «Сколько раз был награждён Жуков Звездой Героя Советского Союза?». Солдаты отвлекались, пытались вспомнить и не ударить в грязь лицом перед своим якобы фронтовым товарищем. В этот момент он их и обворовывал.
Воры уже не те

Все эти приключения стали своего рода легендой, которую сегодняшним преступникам не повторить. Как говорится в стихотворении Михаила Лермонтова: «Богатыри - не вы!». В единой воровской лодке два города плыли долго, а окончательное размежевание начинает проявляться в наши дни, когда преступники стали действовать шаблонно, не особо мудрствуя над стратегией своих операций.

история, общество, воры

Previous post Next post
Up