Школа ленивца. Урок 2. Трезвучия. Мажор и минор

Jan 03, 2014 18:53

Сегодня мы продолжим говорить о теории музыки. Всё, что я пишу, я пытаюсь писать просто, но вполне возможно, что где-то меня понесёт, и я начну бросаться чем-то непонятным. Поэтому, пожалуйста, задавайте вопросы, тогда я поправлю текст, и другим будет легче. :) Перепосты приветствуются.

Предыдущая серия:
Урок 1. Ноты и интервалы

Прочтите её, пожалуйста, снова, потому что я буду сейчас бросаться терминами.А вот таблицу звуков я ещё раз оставлю здесь, потому что буду ссылаться на неё:

A

B
C

D

E
F

G

A

B
C

D

Для начала, что такое аккорд. Проще определения не бывает. Аккорд - одновременное звучание нескольких звуков. Если одновременно ударить несколько клавиш фортепиано или несколько струн гитары, получится именно он. Аккорды, которые обозначаются одной буквой, например X или Xm (ну, ещё парочка, но пока остановимся на этих), называются «трезвучия». Называются они так, потому что состоят из ВНЕЗАПНО трёх звуков, на расстоянии терции друг от друга, то есть прима, терция и квинта. Обозначается аккорд по приме. Например, аккорд C состоит из звуков C, E, G. Вот, собственно, и всё. Проследите эти звуки по таблице выше, и давайте уже наконец-то переносить их на гитару.
Мы возьмём стандартный строй шестиструнной гитары. Если ничего не зажимать, то каждая струна звучит вот так:



Давайте вспомним, нам нужны звуки C, E и G. Ну вот и давайте пройдёмся от одной струны к другой и посмотрим, всё ли звучит, как нам надо. Итак. Самая толстая струна E, смотрим, да, такой звук в аккорде C есть. Можно оставлять её открытой. Следующая струна A. Нет, что-то не подходит. Надо сделать как-нибудь так, чтобы она звучала тем звуком, что нам нужен. В первом уроке я говорил, что лад гитары - полутон. Вот и считаем. Если зажать струну A на первом ладу, получится A#. Не то, дальше. B. Близко, но не то. C. А вот это то, что нам нужно. Запоминаем, что для аккорда C струну A нужно зажать на третьем ладу:



Идём дальше. Струна D. Делаем из неё звук E:



G нам подходит, а вот B - нет. Давайте сделаем из него опять C:



Звук E нам подходит. Отходим подальше от монитора и любуемся, что получилось. Жежешечка, это аккорд C, аккорд C, это жежешечка.

Небольшое лирическое отступление. Хоть и звучит шесть струн, но звуков остаётся три. Те самые прима, терция и квинта. В этом случае C, E и G. Например и шестая, и четвертая струна звучат как E, хоть и с разницей в октаву. Именно потому, что на гитаре можно сыграть одновременно один и тот же тон на разных струнах, она и звучит так полно. Если вы посмотрите внутрь рояля, то увидите, что и там на каждый звук натянуто несколько струн разной толщины, всё для того же эффекта. С другой стороны, факт того, что шесть струн сразу сыграть можно, совершенно не значит, что их играть нужно. Например, когда аккомпанируешь сам себе, можно достигнуть интересного эффекта, если бить нижние, потом верхние струны. Когда играешь в команде, то даже желательно не играть все струны. Дело в том, что чем больше инструментов играет один и тот же звук, тем грязнее может получиться звук на выходе, особенно если инструменты перегружены. Для низких звуков есть специально обученный басист, а солист может хотеть играть где-то высоко на двадцатых ладах. А для того, чтобы мозг определил трезвучие как трезвучие, вполне хватает даже терции и квинты или примы и терции.

Теперь о миноре и мажоре. Давайте же разберёмся, что это за звери такие. По сути это две из многих возможностей разместить полутона в гамме или тональности. В мажоре полутона находятся между третьей и четвёртой и между седьмой и первой (восьмой) ступенью. В миноре они сидят между второй и третьей и между пятой и шестой. Не нужно пытаться сейчас это запомнить, нас интересует только три звука, помните? Прима и квинта в сегодняшнем уроке остаются на месте, а вот с терцией мы немного поиграем.
Посмотрите ещё раз на таблицу сверху. И сравните терцию между C и E и между A и C. И то терция, и другое, но одна четыре полутона, а другая - только три. Нет, новых имён сейчас не будет. Давайте просто называть первую большой, а вторую - малой. Только и всего. Трезвучия с большой терцией в середине зовутся мажорными и обозначаются одной буквой, по приме. Например C. Трезвучия с малой терцией зовутся минорными и обозначаются звуком примы и маленькой буквой m, например Am.
Вот и вся теория на сегодня. Давайте уже наконец-то построим самый первый и самый дворовой аккорд - Am. Звуки, которые нам нужны: A, C, E. Вперёд.
Первая струна - E. Подходит. Вторая - A. Тоже вполне. Из третьей делаем E:



Из четвёртой A:



Из пятой C:



Шестая подходит. Вот и получается, что получается.
В качестве разминки сделаем-ка мы из Am A. Что нам для этого нужно? Увеличить терцию на полтона, то есть сделать из малой большую, только и всего. А как мы увеличиваем звук на полтона? Двигаем палец на следующий лад. Из звука C получается звук C#, а из аккорда Am - A:



Знакомо? Вот и вся разница. В качестве домашнего задания предлагаю построить и сравнить аккорды D, Dm, E и Em.

В следующей серии: что можно сделать из этих трезвучий, и как не бояться аккордов Asus2, Asus4 и A5.

гитара на коленке

Previous post Next post
Up