ВЫСОЦКИЙ: ТАК или НЕ ТАК В ЦЕРКВИ?

Dec 02, 2016 00:41

У Высоцкого есть одна строчка, которую любят цитировать разного рода атеисты, антиклерикалы, просто противники РПЦ. Это строчка из песни «Моя цыганская»

Нет и в церкви все не так,
Все не так, как надо!

Прикрываясь авторитетом Владимира Семеновича, противники Церкви изрыгают на нее хулу или просто проталкивают свои представления - «как (по их, естественно, мнению) все должно быть устроено». Но виноват ли в этом сам Высоцкий?

Сейчас уже мало кто сомневается, что величайший русский поэт современности был не просто крещен, но и до самой своей смерти оставался верующим человеком. В его библиотеке найдены и молитвословы, и другие книги церковных издательств, он читал Евангелие, носил нательный крест. Однако многие его песни, в которых повествуется о мире «потустороннем» лишены пиетета перед Богом. Даже если оставить реально кощунственную раннюю песню «Рассказ плотника Иосифа», написанную под явным влиянием пушкинской «Гаврилиады», то остаются еще строчка в «Охоте на кабанов», песенка про «Рай для чертей», та же «Моя цыганская» и еще ряд песен, где встреча с Богом радостным событием не является. Как это сочетается? Попробуем разобраться…

Проще всего с «Охотой на кабанов». Бог там упоминается всуе, причем совсем всуе. Он там вообще ни при чем. Так, метафора ради метафоры. Кстати, сильная метафора. Что сказать? Да, иногда поэт брал неверный курс, ну, так он и не был человеком воцерковленным. Обычный советский человек, выросший в атеистической среде.

«Рай для чертей» - сатира. Анекдот. Раек, где Сам Господь Саваоф, рассердившись на ангелов и чертей, уходит «к людЯм», где ведет жизнь нищего, в то время, как на том свете

«Давно в раю уже не рай, а ад.
Но рай чертей в аду уже построен»

Но, с другой стороны, а где должен скрываться Господь, если мир перевернулся?

И вот здесь как раз мы начинаем приближаться к разгадке - в песнях Высоцкого мир перевернут.

Не верите? Давайте вчитаемся. Самая ранняя песня - «Моя цыганская». 1967 год. Высоцкий еще не крещен (или крещен в детстве киевской бабушкой, но сам этого не осознает - сознательно он крестился в 1972 г в Армении). Вот строфа:

В церкви - смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан...
Нет и в церкви все не так,
Все не так, как надо!

А вот конец песни

И ни церковь, ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так!
Все не так, ребята...

Ничего не настораживает? Ничего не выбивается?
Меня лично с детства смущали эти «дьяки». Дьяк - ведь это чиновник в допетровской Руси. В Церкви есть дьяконы и дьячки - так раньше называли псаломщиков. Ученик А.Д. Синявского, Высоцкий не мог этого не знать. Значит. Действительно, в этой церкви все не так, там «курят ладан» некие древние чиновники, крючкотворы.

Мне тут как-то сказали - мол, это для того, чтобы в размер уложиться… Да нет, не получается - это Высоцкий, у него и рифмы сложные, и согласные он петь умел. Можно было ведь так «Дьякон курит ладан» - ведь в начале звучит «В кабакАХ (мн.ч) зеленый ШТОФ (ед.ч.)», т.е. неогласованность общего и частного не мешает. А все-таки «дьяки»…

А теперь посмотрим на мир этой песни. Во-первых, он приснился автору. Это кошмар - «И хриплю во сне я». Страшный сон, утро не настает, да и утром «все не так»

Или куришь натощак,
Или пьешь с похмелья

Мрачноватенькое какое-то утро. Но дальше, после кабака и церкви, герой бежит на гору, где ольха, а под горою вишня. ,Ну, так это же из песни - сон-то не кончился, кошмар продолжается. Пустота, даже плюща на склонах нет.

И дальше пронзительная строка

Я - по полю вдоль реки:
Света - тьма, нет Бога!

Мы знаем, что Свет Нетварный - это Божественная энергия. Но здесь совсем иное - Света - тьма! А Бога нет. Бывает так? Да, конечно, если мы вспомним историю падшего ангела, которого по-славянски называют Денницей (утренней звездой), а на латыни - Люцифером (светоносцем).

Т.е., мир это сна - это мир без Бога, мир Диавола, который светит своим холодным светом. И понятно тогда, что дорога, ведущая чрез лес с бабами-ягами, заканчивается уж совсем «не так» - плахой с топорами (помните, как это откликнется у Янки

Только сказочка ху#вая
И конец у ней неправильный
Змей Горыныч всех убил и съел

Обманули дурачка
Обманули дурачка).

И церковь здесь, конечно, не Церковь - Тело Христово, и даже не храм Божий, а церковь Сатаны, а вернее, церковь Антихриста, потому что мир, в котором все внешне похоже на мир Божий, но по сути им не является - это мир Антихриста, того, который вместо-Христа… Обманули дурачка…

Следующая по хронологии - песня «Кони привередливые» (1972 г). Кони несут своего седока вдоль обрыва, по-над пропастью в гости к Богу . А не по той ли горе, где стоит ольха, а под горою - вишня, несутся кони? И - чу! Вот он финал! Успели!

Но… ангелы поют такими злыми голосами…

Значит, опять лже-реальность, опять попали к Антихристу в сатанинское царство…

В 1972 году Высоцкий крестился.

В 1975 году написана песня «Купола российские», где поэт как будто прямо для осуждающих Церковь за византийскую пышность, пишет

Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.

И заканчивает ее

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал

Вот здесь и надежда, и упование на Господа.

Однако, в 1977 году, Высоцкий пишет песню «Райские яблоки». Песня известна в двух редакциях, одна из которых описывает «зону» вместо рая, в другой - тема «зоны», хоть и присутствует, но как бы завуалировано, а основным является ощущение «ненастояшести» этого рая. Обратим внимание на то, что в этом «раю» холодно. Там даже на деревьях висят мороженые яблоки.

Как известно, холодно в исламском и зороастрийском аду, а также в центре Дантовского Ада, где находится Люцифер. Неизвестно, насколько Высоцкий увлекался религиовдением, но « Божественную комедию» он, конечно, читал. Т.е., опять-таки, этот «рай» оборачивается адом. Бога в нем нет.

Здесь малина, братва,- нас встречают малиновым звоном!
Все вернулось на круг, и Распятый над кругом висел.

А вот круг, позаимствованный у Данте - есть. И Христос Распятый - «над» этим беспределом. «Над», а не «внутри».

А теперь вспомним - кого отправлял Данте в ледяное озеро? Предателей! И именно предательство ненавидел Высоцкий больше всех остальных грехов. Огромный этап, прибывший к «райским воротам» - это предатели. Но и сам герой, которого принесли сюда привередливые кони - тоже предатель, получается…

У Высоцкого были личные причины ощущать себя предателем. Но не только личная жизнь питает творчество. Поэтому выходом из Коцита представляется верность

Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?!
Мне - чтоб были друзья, да жена - чтобы пала на гроб,
Ну, а я уж для них наберу бледно-розовых яблок...
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Символика яблока тоже не так проста. Яблоко, по представлениям, именно тот плод, который Адам и Ева вкусили в Раю, за что были из Рая изгнаны и лишены богообщения. Исходя из антитезы «рай - ад», похищенное адское яблоко должно вернуть это исходное состояние. Верность любимой - антипредательство - выводит героя из ада-«рая» через анти-смерть.

Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу: ты меня и из рая ждала!

Практически последним стихотворением Высоцкого было «И снизу лед, и сверху - маюсь между…». Опять символика ада для предателей, но тут уже четко звучит «Конечно, всплыть - и не терять надежду!». И поэт обращается к любимой - той, которой он привез яблоки -

Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.

Т.е., богообщение восстановлено. Именно поэтому поэт дерзновенно надеется

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Так что, Высоцкий, несмотря на многие грехи своей жизни, и даже несмотря на разноплановость текстов - поэт глубоко христианский.

Музыка, Филология, творчество, Стихи, Православие, Литература

Previous post Next post
Up