Так называется активно обсуждаемая
статья Бориса Борисова опубликованная разными интернет-изданиями. Сама статья являет собой образец серой, местами даже чёрной пропаганды. Представляет интерес, пожалуй, как очередной пример того, что современная Россия стилистически движется назад в СССР (по крайней мере левой головой Гербового Орла). Очень хорошо помню статьи подобного стиля и тональности в советской провиницальной прессе. Единственно, у автора язык ещё недостаточно казёный, но это придёт с опытом. Так что к общему хору обсуждений статьи присоединяться я, пожалуй, не буду. Но вот какой вопрос меня заинтересовал: предположим, что мы не можем доверять данным текущей демографической статистики. Не важно почему не можем - точность ли низка, сознательно ли искажаются данные. Не можем - и всё. Как выяснить было что-то такое в прошлом или не было?
По моему мнению, тут вполне можно опираться на данные половозрастной структуры населения из переписей. Перепись считает население намного более точно, чем текущая статистика регистрации актов гражданского состояния. Существенных искажений половозрастной структуры не выявляется даже при сравнении советских переписей 1937 и 1939 гг. При том, что известно, что вторая проводилась с установкой на достижение контрольных цифр. Да и сами данные весьма наглядны. Например, достаточно просто взглянуть на возрастные пирамидки США (слева, по преписи 1950 г.) и СССР (справа, по переписи 1959 г.), чтобы заметить характерные провалы, приходящиеся на годы национальных катаклизмов:
Тут нужно заметить, что США - страна с сильным влиянием иммиграции на демографию. Мигранты не только существенно влияют на темпы прироста населения, но и искажают половозрастную структуру. В 20-40 гг. в Америку ехали в основном мужики трудоспособного возраста. Однако, американская статистика позволяет убрать этот фактор, ибо отдельно выделяет все данные по белым, рождённым в Штатах. Именно эти данные я везде по тексту и использую.
Да, итак видно, что в 1926-41 гг. в Америке была не только экономическая, но и демографическая депрессия. Поколения рождения этих годов отличаются заметной малочисленностью. Однако, остаётся непонятно, связана ли эта яма с падением рождаемости или с ростом смертности? Как вообще можно оценить динамику смертности без текущих данных? Тут тоже можно опереться на данные по возрастной структуре населения переписей за различные годы. В США цензы проводятся каждые 10 лет, можно вполне посмотреть на возрастную смертность в период 1920-30 гг. и сравнить с возрастной смертностью за 1930-1940 гг.
На графике даны проценты умерших за 10 лет для каждой возрастной группы. Например, для американца в возрасте 30-34 лет шанс умереть в следующие 10 лет был около 2,5%. По по данным переписей 1920, 1930 и 1940 гг. Видно, что в период Великой Депрессии великого мора не наблюдалось. Скорее наоборот. Для наглядности давайте нарисуем тренды, в предположении экспоненциальности функции:
Видно, что для всех возрастных групп, кроме самых старших, смертность в 1930-1940 гг., на которые пришлась основная часть Великой депрессии оказалась даже чуток пониже, чем в период "просперити", 1920-1930 гг. Как-то не видно великого американского голодомора.