Сейчас трудно представить что это было: тиф

Apr 09, 2014 04:08


Яблокова Л. Враг номер два // Рабочий край(Иваново). 2013. 26.04.
В годы войны в области свирепствовали эпидемии
Годы Великой Отечественной войны стали суровым испытанием для жителей области. Голод, холод, эпидемии сыпного и брюшного тифа в 1942 и 1944 гг. унесли жизни многих людей. Огромный поток эвакуированных, хлынувший в наш край из западных районов страны, способствовал распространению болезней.
Архивные документы из фондов ивановских областного и городского исполкомов, отделов здравоохранения рассказывают о санитарно-эпидемиологической обстановке в области, о борьбе с заболеванием «форма № 4». В апреле 1942 г. на специальном заседании СНК РСФСР был рассмотрен вопрос «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в Ивановской области».
Здесь отмечалось, что «на март 1942 г. в Иванове оставались необработанными 132 сыпнотифозных очага. Бани и прачечные работают с перебоями. Вывоз ка мусора и нечистот проходит крайне медленно». СНК РСФСР постановил выделить для обла
сти дезинфицирующих средств: дуста ДФА 75 тыс. коробок, мыла «К» 1 тонну, хлорной извести 10 тонн. Кроме того, в го
роде планировалось развернуть 500 дополнительных временных инфекционных коек, подготовить 60 дезинфекторов и 100 инструкторов дезинфекторов, расширить ассенизационный обоз.
В стенограмме заседания городской чрезвычайной противоэпидемической комиссии от 23 ноября 1942 г. сообщалось, что «самым неблагополучным предприятием по санитарным нормам является Ивановский мясокомбинат. На комбинат приезжают «гонщики» (люди, перегоняющие скот.  Л.Я.) и вселяются в общежития и бараки. 20 ноября пришли две партии гонщиков из Татарии и
Уральска, где были случаи заболевания «формой 4». Санпропускник не работает и занят под дровяной склад. В раздевалке
комбината ползают вши, а там раздеваются люди». 14 декабря на повестке заседания комиссии стоял вопрос «О заболева
нии «формой № 4» в школе ФЗУ меланжевого комбината». Директору комбината было указано на невыполнение предписаний санитарной инспекции. При общежитии школы не был организован изолятор, не работал санпропускник, учащиеся своевременно не снабжались чистым бельем и посудой. Все это привело к вспышке сыпного тифа.
В ноябре декабре 1944 г. в Ивановскую область прибыло 10 тыс. репатриантов из Эстонской и Латвийской ССР, мобили
зованных на текстильные фабрики. Более 3 тыс. граждан были освобождены советскими войсками из концентрационного лагеря Клоога, находящегося в Эстонии. Их приезд привел к массовой вспышке паразитарного тифа. Основной очаг заболевания был зафиксирован в г. Кинешме. В постановлении областной чрезвычайной противоэпидемической комиссии отмечалось, что «в микрорайонефабрики № 2 в крупных общежитиях города (казармах № 1, 4, 6/7) брюшной тиф принял угрожающие размеры. В казармах холодно, сыро, грязно, наблюдается сильная завшивленность. Столовые фабрики находятся в антисанитарном состоянии, посуда грязная, котлы не луженые». Комиссия обязала председателя Кинешемского горисполкома обеспечить бесперебойную работу бань, санпропускников, организовать еженедельную санобработку рабочих и их семей, наладить хлорирование водопроводной воды, создать охранную зону. В наркомат текстильной промышленности была сделана заявка о срочном получение 5 тыс. метров хлопчатобумажной ткани и 10 тыс. тонн пряжи для пошива белья и постельных принадлежностей. Ивановскому маргариновому заводу было поручено изготовить дополнительно 30 тонн мыла. В связи с опасностью распространения тифа по области, на железнодорожных вокзалах ограничили продажу билетов. В начале 1945 г. вспышки тифа на блюдались в Гаврилово Посадском, Пучежском, Юрьевецком районах области. Санитарные комиссии регистрировали нарушение режима размещения эвакуированных. Для подавления эпидемии были созданы временные эпидемические бригады, установлен строгий санитарный контроль в местах заключения.
Официальные документы госархива дают представление о жизни советских людей в глубоком тылу, свидетельствуют о не
легких временах, выпавших на долю наших соотечественников.
Любовь ЯБЛОКОВА,
главный специалист облгосархива
Previous post Next post
Up