ФАС против конкуренции, а кто против ФАС?

Oct 18, 2012 15:03

Дали ссылку на статью в "Эксперте" "ФАС против конкуренции". Статья явно заказная, но кто её заказал непонятно. Могли обиженные за штрафы нефтяники, могли обиженные за возбужденные в отношении них дела рыбаки, да много кто мог. Почему заказная? Видно, что автор явно "в теме", но почему-то он эту тему выворачивает так, что чёрное становится белым, а белое чёрным. Причём в статье приведена масса фактов и цифр, но нет ни одной ссылки, хотя проверить достоверность (вернее, ложность) утверждений автора чаще всего легче лёгкого.

UPD: агентство ОБС донесло, что статью написал уволенный и обиженный вследствие этого сотрудник ФАС/УФАС. Стало понятнее.

Ниже я напишу несколько явных, на мой взгляд, передёргиваний.

1. Игорь Артемьев - один из самых плодовитых законотворцев: в Закон о защите конкуренции изменения вносились 20 раз, а в Закон о госзакупках - и того больше.

Почему улучшение законов это плохо? По части поправок в закон о госзакупках, я уже писал ранее - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) официально признала российскую систему госзакупок лучшей в мире.

2. Так почему же, по признанию самой ФАС, четверо из пяти российских предпринимателей не ощущают улучшения состояния конкурентной среды?

Во-1, я не помню такого заявления ФАС и не смог найти поиском в интернете, во-2, не указано в каком контексте оно было (если было) сделано - сравните "из-за пятен на Солнце четверо из пяти российских предпринимателей не ощущают улучшения состояния конкурентной среды", в-3, ФАС не полномочно улучшать конкурентную среду и развивать конкуренцию. См. ст. 1 ФЗ "О защите конкуренции". ФАС компетентна выполнять чисто охранительную функцию, развитие конкуренции не в компетенции ФАС. Да, ФАС по мере возможностей и компетенции что-то предпринимает по развитию конкуренции (есть экспертные советы и т.п.), но это потому, что ФАС эта тема не безразлична. В июне было заседание Правительства РФ отчасти по этому поводу, рекомендую почитать стенограмму.


3. Базовая функция любого антимонопольного органа - контроль за слияниями и поглощениями.

Вообще-то, антимонопольный орган антимонопольному органу рознь. Например, в США Федеральная торговая комиссия это не единственный антимонопольный орган (есть ещё Антимонопольный отдел Министерства юстиции США) и ни один из них не занимается, скажем, контролем закупок так, как это сделано в России. А в китайском ГТПАУ есть, например, военно-полевой суд :) По крайней мере, так написано на визитке одного из представителей ГТПАУ, которые посещали Приморье не так давно. В общем, сравнивать ФАС и другие антимонопольные органы "на пальцах" скорее невозможно, чем сложно. И контроль за слияниями и поглощениями это одна из базовых функций ФАС, но не главная.

4. Основное достижение ФАС в этой области, по мнению Игоря Артемьева, - уменьшение административного давления на бизнес путем отказа от контроля за некрупными сделками: если в 2004-2006 годах ФАС контролировала 22-25 тыс. сделок, то в 2007-2011 годах - 5-6 тыс. Такая практика не имеет аналогов в мире - в любой крупной экономике антимонопольный орган контролирует не больше нескольких сотен сделок.

Странное умозаключение: "ФАС уменьшает год за год количество контролируемых сделок, но их всё равно много, поэтому ФАС негодяи". Это вообще-то зависит не только от ФАС - см. ниже.
Да и вообще, Артемьеву в наследство досталось малоэффективное ведомство с малоэффективным законодательством. За достаточно короткий срок он создал высокоэффективное ведомство и более лояльное к бизнесу законодательство - и я не пойму, что ему ставится в вину? Что он либерализировал законодательство или что сделал это чересчур медленно? Так это, опять же, не от него зависит.

5. Секрет этой аномалии - в особенностях нашего антимонопольного законодательства, а ФАС как раз главный его творец.... если вы являетесь более или менее крупным холдингом и хотите приобрести мелкую компанию, ... в вашем холдинге оказалась котельная, которая внесена в реестр монополистов, а вы хотите провести реструктуризацию холдинга, вам потребуется согласование сделки с ФАС.

ФАС может внести законопроект на рассмотрение Правительства, а то уже передать его в Думу. А может и не передать. А Дума может завернуть законопроект. А ещё законопроект в обязательном порядке проходит согласование в отраслевых ведомствах, которые его правят, как им нужно. Да и Президент может не подписать законопроект.
Почитайте стенограмму заседания Правительства, ссылка на которую есть выше. Там Артемьев как раз говорит о том, что закон о естественных монополиях (к-й в т.ч. предусматривает ряд контролируемых сделок) надо отменять. На что ему Д.А. Медведев отвечает, что надо подумать, надо посмотреть.
Я уже писал тут о задачах ФАС России на ближайшие 6 лет, озвученных в Казани, а тут есть видео. Повторюсь - планируется:
- снижение количества мелких дел, не оказывающих серьезного влияния на конкуренцию;
- отмена уведомительного контроля (по антимонопольному законодательству) до конца года, отмена ходатайств по закону о естественных монополиях, либерализация реестра хозсубъектов, занимающих на рынке доминирующее положение.
Добьётся этого ФАС или нет, зависит не только от Артемьева, но и от других ведомств, Правительства РФ, Думы РФ, Президента РФ. Но виноват ФАС, угу. Кстати, напомню, что ниже федеральной службы в рейтинге ведомств только федеральные агентства. ФАС сегодня даже не министерство, а служба, что, кстати, отражается и на размере зарплаты.

6. Казалось бы, можно перевести на русский язык модельный закон Еврокомиссии и принять его, воспользовавшись нормативами Международной конкурентной сети.

Во-1, см. выше про то, кто принимает законы. Во-2, это только кажется, что это так просто. Пример - несколько лет назад перевели закон ЕС о государственной помощи и включили его положения в ФЗ "О защите конкуренции" - но на стадии согласования с отраслевыми ведомствами и рассмотрения в Думе его изрядно выхолостили. Опять в этом ФАС виноват?

7. Однако, во-первых, тысячи рассматриваемых сделок позволяют фиксировать высокую нагрузку на сотрудников ФАС и, соответственно, выбивать дополнительные рабочие места.

См. выше про отказ от уведомлений и ходатайств. Табличка отсюда



Открыл нашу отчётность (Приморского УФАС России) - в 2011 г. 6 ходатайств, 21 уведомление. Честно скажу, что для 32 человек нашего Управления такая "сверхвысокая" нагрузка просто ужас. По всем бы направлениям так. Например, по госзакупкам на сегодня рассмотрено почти 400 жалоб, только сегодня пришло 5 новых.

И про численность. Табличка из отчёта отсюда



На сегодня (2012 г.) численность ФАС России - 3,1 тысячи человек. А к блокам, изображающим законы, в 2012 можно пристроить ещё парочку (например, свеженький 223-ФЗ). Мне кажется, что комментарии излишни. Хотя ради интересу можете поискать численность других служб.

8. По закону простые, или мелкие, слияния должны рассматриваться ФАС до 30 дней, крупные и сложные - до 90. Это дает чиновнику ФАС огромный простор для маневра: мелкое слияние можно рассматривать один день, а можно - 29 дней.

Вообще-то, это общеизвестно, что стандартный срок рассмотрения почти любого обращения госорганом - 30 дней (есть исключения, но сейчас не о них). И, соответственно, любой орган имеет "огромный простор для манёвра". Вменять это в вину именно ФАС по меньшей мере странно.
Кроме того, на примере Приморского УФАС скажу, что при том "огромном" количестве уведомлений и ходатайств, поступающих к нам (см. выше), совершенно любому заявителю достаточно позвонить и попросить рассмотреть его ходатайство побыстрее, например, потому что сделка может сорваться. Если в документах никаких проблем нет, просьба будет исполнена.

9. Во втором антимонопольном пакете ФАС была принята такая антиконкурентная и коррупциогенная норма, как признание компании монополистом независимо от размера ее доли на рынке. Это означает, что если фирма обладает 1%, а ее ближайший конкурент - всего 0,5%, то она может стать пристальным объектом внимания антимонопольщиков

А может и не стать... Я даже затрудняюсь это прокомментировать :) Прочитайте статью 5 ФЗ "О защите конкуренции" - там указаны все критерии и они довольно жёсткие, т.е. просто так монополистом фирму с 0,5% рынка не признать.

10. Беспрецедентно принятие нормы, согласно которой компания с долей на рынке больше 50% может быть признана недоминирующей. Какие аргументы могут быть использованы, чтобы не устанавливать доминирующее положение компании с долей рынка 99%, объяснять не надо.

Обратите внимание, как ловко автор жонглирует цифрами - мол, как это нельзя признать доминирующей фирму с 99%. Вопрос тем, кто внимательно прочитал ст. 5 по ссылке выше - а с 51% можно?

11. После принятия этих двух норм возможно все: признание монополистом компании с долей рынка 1% и непризнание - с долей 99%. В результате Закон о защите конкуренции в последней редакции Артемьева может считаться одним из самых коррупциогенных нормативных актов России.

Возможно и тигра побороть голыми руками, а на практике - пойди ж попробуй. Ещё раз - критерии все есть в ст. 5 плюс см. порядок установления доминирующего положения. Абы кого признать монополистом крайне сложно.

12. Основной нарушитель законов, судя по информации сайта ФАС, - российский средний бизнес. Дела в отношении иностранных компаний и крупнейших отечественных монополистов можно пересчитать по пальцам.

Основной нарушитель законов, судя по информации сайта ФАС, - российские органы власти - 50-60% всех нарушений. А большая доля нарушений со стороны среднего бизнеса относительно монополистов определяется очень просто - сколько у нас Газпромов, ВИНКов и т.п., и сколько предприятий среднего бизнеса? Я думаю, что вторых в разы, а то и на порядок больше, чем первых. И если на 1 нарушение Газпром приходится 5 нарушений средних ООО - конечно, доля среднего бизнеса будет больше. По иностранному бизнесу примерно аналогично.

13. Еще один «неприкасаемый» - ОАО РЖД почти всухую выигрывает немногочисленные дела, возбужденные против него антимонопольной службой.

Что-то я не пойму, как "неприкасаемое" РЖД может выигрывать дела, если оно "неприкасаемое"? Кстати, Приморское УФАС несколько дел в отношении ДВЖД РЖД выиграло.

14. И даже несмотря на это, по данным Высшего арбитражного суда, в 2009-2011 годах ФАС проигрывала 40% всех дел.

Я не нашёл такой статистики. У нас статистика другая - и наша, т.е. Приморского УФАС, которую я вижу и могу "потрогать руками", соответствует показанной на слайдах. Причём отмечу, что в отменённые административные штрафы попадает большое количество отмен по 2.9 КоАП (малозначительность) - т.е. когда судья признаёт нарушение, но "жалеет" правонарушителя.





15. От действий ФАС пострадали производители автомобилей, контрольно-кассовой, строительной и специальной техники, стройматериалов и многих других промтоваров и дилеры, а также потребители.

Опять как-то необоснованно заявил. Вот, например, про ККМ


Плохо это, что снижены барьеры? Что не требуется членство в какой-то организации? Что помимо официальных дилеров могут покупать запчасти к авто и неофициальные? На мой взгляд, как потребителя, скорее хорошо.

16. Контроль рекламы со стороны ФАС также вызывает много вопросов....За последние годы многие отечественные товары были вытеснены с рынка мощными и агрессивными рекламными кампаниями мировых транснациональных корпораций. Но ФАС бездействует (а ведь именно транснациональным корпорациям не понравилась реклама «Квас - не кола»).

Эм, если реклама недобросовестная, то какая разница, кто её разместил - отечественный или иностранный производитель? Сравнение ("мерседес не запорожец") прямо запрещено законом, который принимает отнюдь не ФАС. То, что у наших компаний меньше денег на рекламу, тоже вина не ФАС.

17. Однако со временем многочисленный аппарат ФАС направил всю свою энергию на борьбу исключительно со средним российским бизнесом.

Обоснования нет, но слово уже вылетело и разлетелось по всем ресурсам.

18. Этих рисков можно было частично избежать, сократив штат сотрудников ФАС и повысив им зарплату. Так поступили, например, «Рособоронпоставка» и Минздрав. Однако Артемьев выбрал другой путь

Только наше Приморское УФАС России за последние пару лет сократили на 5 человек (сейчас штатная численность - 32 человека). При этом объёмы работы выросли и сегодня люди фактически бегут из службы. Только сегодня мне сказали, что у нас увольняется ещё один специалист по госзакупкам. Будем искать нового работника, но за зарплату 12-15 тысяч рублей к нам пойдут немногие. И тут мы приходим к зарплате. Автор, судя по его осведомлённости, не может не знать, что ни Артемьев, ни ФАС России не могут установить себе зарплату. Это определяется президентским указом по всем ведомствам.

Причём у всех федеральных служб оклады примерно одинаковые - ну, ссылка выше, посмотрите сами. Т.е. повысить оклад индивидуально ФАС - не получится, нужно повышать всем. Это при том, что общество крайне отрицательно реагирует на повышение зарплаты "зажравшимся" чиновникам. Есть вариант давать ФАС премиальные деньги и за счёт этого повышать зарплату, но тут тоже есть нюансы. Во-1, эти деньги не идут в счёт пенсии (для многих это важно), во-2, много дать ФАС всё равно нельзя. Ну, представьте ситуацию, есть, скажем, три в принципе равноправных органа - ФАС, налоговая и Роспотребнадзор - это все федеральные службы, там все одинаковые чиновники. И вдруг налоговики и роспотребнадзоровцы узнают, что антимонопольщики получают в 2-3-4 и т.д. раза большую зарплату. Естественно, они захотят себе такую же - я повторюсь, что службы технически равноправны. И таких служб много.

19. Однако Артемьев выбрал другой путь, последовательно проводя политику гигантского вала мелких дел силами многотысячной армии низкооплачиваемых сотрудников.

Дубль: я уже писал тут о задачах ФАС России на ближайшие 6 лет, озвученных в Казани, а тут есть видео. Повторюсь - планируется:
- снижение количества мелких дел, не оказывающих серьезного влияния на конкуренцию.
Из этого доклада:
"В 2011 году ФАС России активно возбуждались дела о нарушении законодательства о защите конкуренции. В рамках контроля за соблюдением действующего законодательства в сферах ответственности ФАС России в 2011 году было:
- рассмотрено 27063 заявления (в 2010 году - 23046 заявлений);
- возбуждено 11276 дел (в 2010 году - 11431 дело);
- принято 9064 решения о наличии нарушения законодательства о защите конкуренции (в 2010 году - 8168 решений)."
Т.е. снижение уже идёт. Про многотысячную армию и зарплату - см. выше.

20. В результате фактическая численность персонала в ФАС доведена почти до рекордного для федеральных ведомств уровня - 95% штатной.

В ноябре-декабре 2011 г. у нас уволилось 3 человека, пока объявили конкурс поступило указание ФАС - в свете возможного сокращения не принимать на работу новых сотрудников. Летом 2012 г. эти 3 вакансии сократили - вот вам и фактическая численность в 95% от штатной. Опять же - вопросы численности и зарплаты решает не ФАС. И я не думаю, что Артемьев рад тому, что нас сокращают, а зарплату не повышают (с 2008 г., между прочим), т.к. он умный человек и прекрасно понимает, к чему это приведёт.

Скорее всего, это пустое сотрясание мониторов и экранов с моей стороны - "Эксперт" тиснул, ИМХО, заказную статейку, которая уже разлетелась по множеству ресурсов и снова у сограждан отложилось в голове "все чиновники сволочи и эти из ФАСа тоже" :(

СМИ, люди, работа

Previous post Next post
Up