Кадр из киноленты «Птичий короб/Bird Box»
Некоторое время назад посмотрел ленты «Птичий короб/Bird Box» (2018) и «Слепота/Blindness» (2008), про них мне много чего рассказывали и в рецензиях писали. Глянул. По мне страшного там ничего нет, временами скучно, временами противно, а иногда просто смешно от происходящего на экране. Ехидные рецензии будут ниже.
Для начала лента «Птичий короб/Bird Box» (2018). Во многих статьях упоминается, какой это страшный и правдоподобный фильм. Глянул. Вместо безнадеги и ужаса - смех и слезы. Одна завязка чего стоит.
Таинственные невидимые сущности (возможно демоны) атакуют Америку. В дома не лезут, бесчинствуют на улицах, там им, видите ли вольготнее. То ли уважают частную собственность, то ли им просто противно заходить в дома к мерзким людишкам. К тому же эти потусторонние сущности брезгуют прикасаться астральными конечностями к примитивным смертным, поэтому сводят людишек с ума исключительно дистанционно. Насылают на хомосапиенсов чернушные ведения и жертва, узрев всякое, решает, что так жить нельзя и сама обнуляет себя в грешном мире.
Однако, люди быстро разбираются что к чему. В смысле те, кто пошустрее, посмекалистее, тормоза все быстро померли. Главное, не открывать глаза на улице и все будет в порядке. В доме глядеть можно, особенно если окна заклеить, чтобы демоны оптически с улицы на мозги не влияли. Поэтому герои шарятся по местности с завязанными глазами. Снимать повязку можно только в помещениях. Или в другом малом объеме, где нет зловещих сущностей. Потусторонний монстрятник влияет на мозг через зрение даже посредством мониторов и видеокамер, так что глазами приходится пользоваться весьма аккуратно.
По моему мнению, страшного в ленте ничего нет. Дурдом феерический. Главная героиня (актриса Сандра Буллок) вся из себя такая творческая, смелая, высокодуховная, независимая и к тому же беременная. Совершенно понятно, что в грядущем апокалипсисе у нее есть все шансы выжить, а то и возглавить подходящую общину.
Волею судьбы наша ненаглядная попадает в некий дом, где прячется группа выживших. Компания подобралась первостатейная, все как на подбор специалисты по выживанию, хе-хе. Присутствуют - высокий, нервный белобрысый парень, употребляющий всякие вещества, пухлый чернокожий дядька, продавец в магазине, по совместительству знаток оккультизма и начинающий писатель, еще сварливый, недоверчивый пожилой мужик с дробовиком, двое крепких мужчин - чернокожий и азиат (у них взаимный интерес и все серьезно), энергичная девушка, недоучка из полицейской академии и старая, но еще активная женщина. Позже к этой душевной компании присоединяется полная нервная беременная особа.
Кадр из киноленты «Птичий короб/Bird Box»
В этом теплом, почти семейном кругу, главной героине предстоит выживать, обустраивать быт, добывать ресурсы и отстаивать свое право на независимость, креативность и свое видение ситуации. По ходу действия персонажи гибнут один за другим, большей частью по собственной дурости. Граждане много ссорятся, жалуются и бухают, разводят любовь-морковь, но в вопросах выживания, самозащиты и обеспечения жизни общины проявляют потрясающую беспечность на грани сумасшествия. Особенно меня «радует» как они обращаются с огнестрельным оружием.
Люди не могут толком распределить обязанности, организоваться, наладить быт и оборону, не работают как единый коллектив. Каждому надо креативить и показывать свое неповторимое я. Заканчивается это все регулярно очень плохо. Трупы появляются один за другим. Если такое творится во всех отрядах, ясно, что Америке осталось совсем не долго. Я возлагал надежды на энергичную девушку из полицейской академии, но обломался. Та быстро закрутила роман с белобрысым торчком и вдвоем они втихаря свалили из общины. Я надеялся на сварливого вооруженного мужика (актер Джон Малкович), но тот ворчал и бухал, вместо того, чтобы пинками и прикладом заставить народ заниматься полезным делом.
Отдельно веселит, что по сюжету все структуры государства оказались беспомощны. Армия, спецслужбы, политики, ученые, технари всё пролюбили. Отдельные группки граждан выживают как могут. Значит все институты государства накрылись медным тазом, а вот эти напуганные люди в частном домике - зародыш нового мира? Смеяться и плакать...
С актерской работой все плохо. Единственный, кто порадовал - герой Джона Малковича. Получился прелестный персонаж. Сварливый, язвительный, параноидальный, пьющий мужик со стволом наперевес. Джону большое спасибо, весьма оживил локацию. Без него было бы совсем тоскливо. Не вина трудяги, что ему не дали развернуться во всю ширь.
Эх, кто мешал сделать его отставным военным, который взял бы раздолбайский коллектив в оборот, быстро всех построил, научил как и чего делать, организовал добычу ресурсов, подготовку личного состава, наблюдение и оборону? А он бы еще по сюжету воспрял духом, бросил пить, вспомнил, что он военный и отвечает за людей, а не просто мужик на пенсии. Какой сюжет мог бы получиться, какая дуга характера! Но вы же знаете эти современные тенденции в голливудском кинематографе...
В итоге фильм могу рекомендовать только взрослым личностям, ценящим черный юмор - для здорового, циничного смеха.
Кадр из ленты «Слепота/Blindness»
Далее фильм «Слепота/Blindness» (2008). Неизвестная болезнь поразила людей. Жертвы слепнут и становятся почти беспомощны, лишенные привычного способа познавать мир. Правительство от греха подальше запихивает несчастных слепцов в огромное здание, вроде бывшую больницу, где они живут как могут. Лишенная нормальной заботы, снабжения и руководства новоявленная община стремительно погружается в бездну отчаяния.
Скоро в здании воцаряются анархия, беспорядок и культ силы. Люди стремительно озлобляются и деградируют. Граждане дерутся друг с другом за место, еду и половых партнеров. Всюду грязь и разруха. В центре сюжета судьба семейной пары. Им предстоит пройти через суровые испытания в этом новом, жестоком мире...
Я думал, раз снимаются Джулианна Мур, Марк Руффало и Денни Гловер, значит фильм будет хоть местами любопытный. Какое там. Фильм какой угодно, только не интересный и нисколько не страшный. Он тягомотный, мерзкий и противный. Сопереживать персонажам толком не получается. Больно они... странно себя ведут.
Попав в тяжелую ситуацию, граждане первым делом начинают делить сферы влияния и выяснить отношения. Постепенно образуются группы и коалиции, которые конкурируют и дерутся из-за всего подряд. Муж и жена не могут или не хотят взять руководство в свои руки. При том, что мужик - врач, а его жена вообще не ослепла, она зрячая до сих пор, обманом проникшая (чтобы поддержать мужа) в больницу. То есть у них по умолчанию должны быть определенный авторитет и влияние среди отчаявшихся людей.
Нет никакого распределения ролей, формирования групп и отрядов для готовки еды, уборки территории, поддержания порядка. Это тем более удивительно, что среди «хороших» есть два силовика, один вроде военный, другой коп (или пожарный, не помню). Никто не пытается застроить раздолбаев, организовать дисциплину и порядок, работу по расписанию.
Кадр из ленты «Слепота/Blindnes
От военный и гражданских снаружи толку почти нету. Хорошо, хоть еду доставляют. Военные держат периметр, отстреливая всех, кто попытается сбежать из здания-ловушки. А чиновники и врачи вообще не понятно чем заняты, вроде что-то делают, но конструктива не видно. Ну и само-собой при таком подходе, в проклятом доме творится форменный абзац.
Доходит до того, что оборзевшие соседи из соседнего отделения, решают установить в больничке феодализм и начинают взимать дань с наших героев и их товарищей. С каждым днем оброк становится все более тяжелым, а новоявленные феодалы все больше наглеют. А «хорошие», среди которых есть повидавшие всякое, крепкие мужики, вместо того, чтобы разработать план и дать отпор (у них же есть зрячая, это можно использовать!), распускают нюни и платят дань. Кончается все это плохо, сначала форменным рабством, потом бунтом отчаяния, мордобоем и пожаром.
В киноленте нет ни одного интересного и цепляющего момента. Нет мощных характеров, нету четкой организации и сплоченности, нет торжества отваги и силы воли, нет отлично поставленных батальных сцен, нет продуманной системы поддержания порядка, нету толковых советов по выживанию, нет четкого плана по спасению людей. Зато полно тоски, злобы, безнадеги, грязи человеческих отношений, предательства, бардака, зависти и клинического раздолбайства. Смотреть противно.
Эту киноленту даже для «чиста поржать» смотреть не стоит. Увы.