Запись на сайте
enadtochij.phronesis.ru.
ну-ка, зафиксирую еще раз то, что я уже, как мне кажется, писал:
я совершенно не понимаю, какой смутой, каким возможным нестроением, какой “гражданской войной” пугают в России прочих лоялисты. Гражданская война не просто даже “уже здесь”. Она в основании ВСЕГО. Все формы солидарности отсраиваются как формы самозащиты относительно перманентной “гражданской войны”. И власть имеет тот, кто самый быстрый в этой войне. Нулевая степень жизни - бесконечная мобилизация, а всякая конкретность солидарной жизни откладывается от этой бесконечной мобилизации как “снижение градуса” подручными средствами. “Государство” в этом мире фиксируется только как сила максимального насилия, как “избыток мощи” войны, т.е. как максимально активная сила, относительно которой все прочее - реактивность. Отсюда - задача на “бессмысленность”, сиречь “ассиметрию” действий. Бессмысленность - это и есть явленный “избыток”. Тольйо в такой бессмысленности и утверждается некоторая сила как максимально активная, Т.Е. как сила “государства”. “Государство” - это потестас, оно имеет личную природу действия некоторого “лица”, персона которого и есть “воплощение власти. Это не имеет отношения к харизматическому правлению. Имеет ли отношение к патернализму? Тоже сомнительно. В конце-концов, у Вебера все зиждется на прочной вере в рациональный ход вещей, а здесь это не работает, да и вообще не работает, Вебер - сам музейный экспонат ушедшей наивной эпохи.
Так вот, повторю и еще одно: Путин пришел под проект “рационализации”, как эффективный менеджер “гражданского мира”. это была классическая гоббсовская ситуация: мир в обмен на свободу богов (или волков). Была вера (она шла из 90х, почитайте романы тех лет, где там появляется ГБ, хучь Пелевина, хучь Полякова), что ГБ - остров рациональности в мире войны всех против всех, Система, которая, если с ней закключить контракт, в обмен подарит гражданский мир.
Огромный, главный итог нулевых - что эта вера потерпела крах. В нулевые закончился проект шестидесятников, проект полицейского государства всеобщего счастья . Отсюда такая растерянность, и все эти разговоры про полицию и милицию. Выяснилосю, что обменять свободу на советскую исчислинность покоя НЕВОЗМОЖНО.
Ну а внешне это выглядит так, как если бы путинские не справились с конктрактом. Хотя лишь очень наивыне люди, живущие снами, могли поверить, что ГБ отлично от всего остального мира. И вот эта наивность и была ядром, не тронутым даже в 90е.
Все машины иллюзий, позволявшие отделить самосознание солидарности от бесконечной войны всех против всех, сломались. Русский мир стоит лицом к лицу с самим собой, какой он есть - миром бесконечной и тотальной войны всех против всех, которая отмеатет отныне любых посредников в своей интенсификации бесконечной мобилизации. Бесконечная мобилизация отныне сама стала вопрос на персону, на субъективацию индивида.
теперь контракт придется ЗАКЛЮЧАТЬ, т.е. произвести как акт коллективной сознательно воли. Тогда как до сих пор работала модель макиавеллисткого государя, данного фактом завоевания (или захвата пустоты “придите и володейсте нами”). Путин ка и Ельциин еще входил в прежний мир “навязанного договора” с “отнятой волей”. НЫНЕ ЭТО БОЛЬШЕ НЕ ВОЗМОЖНО. Прежний мир кончился, и в воздухе висит запрос на совершенно нового для русской ситуации суверена - с которым будет заключаться договор уже на началах контролируемой совместности “доброй воли”.
Разумеется, русскому миру легче смириться в своей традиции на завоевание неважнокем, отсюда все эти фантазмы про нато и китайцев, лишь бы “пришли и володели”. Но запрос на совершеннолетие не отменить, и он формирует сегодня всю “повестку дня”. разумеется, альтернатива есть - “проваленное государство” и бесконечная военная югославия, но и у югославии бывает конец, как мы видим, и принуждение к “собственной воле”.
И вот под это совершеннолетие интеллектуальных программ, адекватных русскому миру, а не упавеших с неба в виде карго типа сколково или русского “меркантилистского либерализма” - пока не наблюдается. Вся шестидесятниковская среда формировалась под другое и другим - она формиеовалась под фантазм полицейского государства, под “доброе ГБ”.
Отсюда, конечно, запрос на актуализацию опыта людей 30х и людей 50х, единственноеого основания внутри самого мира для хода “вбок” или поверх “отдельщины”. Хода к солидарному свободному решению об общественном договоре. Если угодно, хода через Шаламова, а не через Солжа, вполне себе полицейского человека. Хода через Гефтера и Лифшица, а не через Замошкина и Мамардашвили (который тоже, со всем своим пафосом свободы - человек полицейского просвещения).Иного опыта внутри этого мира не сокрыто, разахвация всяких там Хомяковых - дело пустое, это опыт уже утерянный, опыт чужой умершей цивилизации.
что-то такое бродит, отсюда этот странный интерес к Лифшицу ( но не к гефтеру, вот что обидно, помнит ли о нем кто-то, помимо павловского, сегодня? а ведь это тексты, в котором сразу узнаешь и Делеза, и весь поструктурализм - это опыт вполне на силовых линиях мира) - но не хватает каких-то мостов с “того берега”, жуется бесконечная какая-то жвачка “постмодернизьма” с одной стороны и какого-то совершенно архаического “суверенного консерватизма” с другой. Эпоха себя исчерпала, Межуев и Ремезов, увы, принадлежат к этому исчерпанию. Все кончится либо небывалой новизной, либо окончательной смертью этого мира. Игра по- крупному, а банкуют по-мелкому. И крупных игроков просто нет. НУ, тут чего ворчать. Банкуй, Ваня!