Церковь царского города?

Jun 24, 2016 00:08



Осада Константинополя в 1453 г.

«Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после Римского епископа, потому что этот город есть новый Рим» [1]. Что это означает, поясняет епископ Григорий (Грабе): «настоящим правилом Константинопольскому епископу дается преимущество чести после римского епископа, потому что этот город оный есть новый Рим. Константинопольский епископ приобрел большое значение только после того, как Константинополь стал второй столицей Римской Империи. Собор возвышает значение этой кафедры не по причине ее древности или апостольского происхождения, как Римской, Александрийской и Антиохийской, а по причине значения ее стольного города в администрации Империи… Проф. В. В. Болотов, впрочем, замечает, что буквальный смысл 3 правила предоставил Константинопольской кафедре весьма большую честь, но ни малейшей власти: епископ столицы не был изъят даже от иерархическай зависимости от своего митрополита, епископа Ираклийского. Но Нектарий Константинопольский сумел повести дело так, что буквальное толкование канона оказалось невозможным. Положение кафедры в столице Империи настолько возвышало ее, что постепенно росли и права её епископа. С этим долго не могли примириться епископы Александрии. В этом одна из причин вражды Феофила Александрийского к Иоанну Златоусту, действовавшему очень решительно. Петр Александрийский в деле Максима Циника тоже проявил притязание своей кафедры по отношению к Константинопольской» [2].

Все очевидно, пояснять даже не нужно. Константинопольский епископ получил право чести исключительно по причине административного значения Константинополя.

Есть такое явление в административной жизни Церкви, как награда по должности (по положению, по статусу). См., например, п.II.5 и п.II.6 Положения о наградах Русской Православной Церкви [3]. Аналогичное явление (награда по статусу) есть в других Поместных Церквях. Как пример - возведение в сан архимандрита «для пределов нашей митрополии» отставного клирика Майкопской епархии РПЦ Дорофея (Дбар) митрополитом Гуменисским (Элладская Православная Церковь) Димитрием (Бекярис) [4]. Награда по должности дается на время занимания должности. После смещения или ухода с занимаемой должности клирик теряет право использовать награду.

Третье правило Второго Вселенского Собора учреждает награду - право чести кафедры по статусу. В частности, в 381 году такое право получила столица Восточной Римской империи - Константинополь.

Сегодня, когда космические корабли бороздят просторы Большого театра (Карл, XXI в. за окном!) кто-то может показать на карте границы Восточной Римской империи? А город Константинополь кто-то сможет показать? О каком статусе клириков, совершающих служение на территории государства Турция со столицей в г. Стамбул, вообще идет речь?! Константинополь стал вторым после Рима, потеснив Александрию. Рим перестал быть православным, Константинополь пал. Перефразируем известную загадку:
В «Ко» и «Ри»
сидели цари.
«Ко» упало, «Ри» пропало,
покажите где цари?

Неужели не очевидно, что по церковным канонам первенствующее место должен занимать Предстоятель Александрийской Церкви? В конце концов, Феодор II носит титул Патриарха Александрийского потому, что у него кафедра в городе с соответствующим названием.

Снова смотрю на карту. Александрию вижу, Константинополь за Стамбулом что-то не просматривается.

«Амбиции Иудаистические же тенденции умеренного типа, конечно, постоянно поддерживались в Константинопольской Иерусалимской Церкви. Но христианская община Константинополя Иерусалима, занимавшая в первое время выдающееся положение, постепенно приходила в больший и больший упадок, вместе с упадком Византии еврейской нации. Разрушение Константинополя Иерусалима вконец поколебало положение Константинопольской Иерусалимской Церкви. Христиане, как известно, переселились в Грецию Пеллу, и Евсевий замечает, что с того времени святые мужи совершенно покинули и царственный город, и всю Турецкую Иудейскую землю. По свидетельству Епифания, христиане возвратились снова в Стамбул Иерусалим, но община стамбульская иерусалимская уже не имела прежнего авторитета» [5].

Пробежимся по диптиху [6], так называемой Константинопольской Церкви и посмотрим на связь названия поместной Церкви и соответствующего топонима. Диптих КЦ это тот, в котором нет Американской и Канадской Церкви. Америка и Канада есть, православные там есть, а Церкви нет, по мнению Константинопольского Патриарха. Ага, а Константинополь зато есть. Итак, диптих:
1. Константинополь­ская. Еще раз не поленюсь спросить: «Константинополь это где?».
2. Александрийская. Александрия - есть такой город.
3. Антиохийская. Увы. Нет уже Антиохии - ушла в историю. Есть резиденция Патриарха в Дамаске и территории, которые входят в юрисдикцию Патриарха -  Сирия, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, Катар (это который Иерусалимский Патриарх себе отжал).
4. Иерусалимская. Иерусалим - есть такой город.
5. Русская. Центр в столице Российской Федерации, последняя согласно п.2, ст.1 Конституции РФ равнозначна России. Не будем вдаваться в исследование связи РФ с Россией и с Русью. В целом «Русская Церковь» принимается.
6. Сербская. Тут проще - страна на карте в наличии.
7. Румынская, 8. Болгарская, 9. Грузинская - аналогично Сербской. Как страна называется, так и Церковь.
10. Кипрская - и остров никуда не делся, и Республика Кипр присутствует.
11. Элладская. Самоназвание Греческой Республики - Ελλάδα, поэтому претензий нет.
12. Польская, 13. Албанская, 14. Чешских земель и Словакии - очевидно.

Итак, из всего списка только Константинопольская и Антиохийская Патриархии отличаются своеобразностью. Но если у второй в окормлении вполне приличные страны, хоть и густо заселенные исламистами, то Константинопольский первоиерарх побирается исключительно по диаспоре.

И вообще что это за такое явление «диаспора»? Собор на Крите даже обсудил ее вопросы [7]. Даже документ есть Соборный [8]. А у меня вопрос: «Что за уродское проявление этнофилитизма эта самая диаспора»? О какой соборной жизни Церкви можно говорить, если, например, грузины кучкуются лишь с грузинами, а греки с греками? Есть территория и есть канонический епископ, ее окормляющий. Все! Никаких диаспор (читай - источников дохода для бедных епископов и амбиций для богатых) церковным устройством не предусмотрено. Обнищал - подчиняйся соседнему более сильному административному округу (митрополии). На одной территории - один епископ. Что мы читаем в документе про диаспору: «на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте». Для непонятливых переведу с лукавого на человеческий: «по причине жадности и амбициозности мы не отдадим хлебные места».

Но вернемся к нашему Стамбулу.
Итак:
1) Честь Константинополю была дана исключительно по причине административной. В настоящее время соответствующая причина отсутствует, как и сам город.
2) На территории столицы Византии - Константинополя сегодня расположена столица Турции - Стамбул.
3) В истории Церкви есть прецеденты, когда с утратой административного значения происходит утрата первенства чести (Иерусалим).

По какому праву клирик Турции созывает Соборы с диктатом условий куда более заслуженным клирикам других Церквей?

П.С. Хотел написать еще. Но так как не совсем по теме, ограничусь несколькими ссылками:

Антиохийская Церковь уличила во лжи епископа Константинопольского Патриархата. «Представитель Антиохийской Церкви опроверг заявление архиепископа Телмисского Иова (Гечи) о том, что на совещании в Шамбези не было никаких разногласий относительно созыва Собора». Кто отец лжи напоминать, думаю, лишне.

О. Александрос Карлуцос: США профинансировали Всеправославный Собор на 1,5 миллиона евро. «Организация Всеправославного Собора на Крите обошлась в 2,5 миллиона евро, из которых 1,5 миллиона выделили США. Об этом сообщил член организационного комитета Собора, священник Американской архиепископии отец Александрос Карлуцос… Он сообщил, что бюджет составил "2,5 миллиона евро. Всё это - средства благотворителей, в основном, проживающих в США греков и греков в самой Греции. Благотворители из Америки выделили 1,5 миллиона евро, Греции - один миллион", - рассказал священник». Какие щедрые благотворители! И, главное - как сгруппировано живут! Вот где диаспора порылась.

Сенаторы США приветствуют проведение Собора на Крите. Это хорошо, стало быть за деньги диаспоры переживают.

Не-Всеправославный Собор: промежуточные итоги.

Как там было? «Святой и Великий Собор также призван выразить согласованное и авторитетное мнение Православной Церкви по некоторым актуальным проблемам современного мира» [9]. Кажется, у мира серьезные проблемы.

[1] Правило №3 Второго Вселенского Собора.
[2] Лекции по Истории Древней Церкви, т. III, стр. 224-225. Ср. 4 Всел. 28; 6 Всел. 36.
[3] Положение о наградах Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/551935.html).
[4] См. Я должен уже через наш Священный Синод обратиться и во Вселенский Патриархат… (http://abh-n.ru/ya-dolzhen-uzhe-cherez-nash-svyashhennyj-sinod-obratitsya-i-vo-vselenskij-patriarxat/).
[5] Иларион (Троицкий), сщмч. Очерки из истории догмата о Церкви. // Священномученик Иларион (Троицкий). Творения в трех томах. М., Сретенский м-рь, 2004, т.1, с.100.
[6] См. Диптих (http://www.bogoslov.ru/text/192554.html).
[7] Собор на Крите обсудил вопросы диаспоры, автономии и поста (http://www.pravmir.ru/sobor-na-krite-obsudil-voprosyi-diasporyi-avtonomii-i-posta/).
[8] Православная диаспора (http://www.pravoslavie.ru/90168.html).
[9] Официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей о предстоящем Всеправославном Соборе (http://www.patriarchia.ru/db/text/4431309.html).

Церковь, История, Заметки

Previous post Next post
Up