Истоки русского ислама

Dec 20, 2015 00:03




Субъекты РФ, в которых большинство составляют мусульмане
Сегодняшняя, крайне опасная ситуация, связанная с возникшим радикальным исламом в виде ИГИЛ, требует подробного изучения истории ислама и истоков возникновения исламского радикализма. Для России - это крайне актуально, поскольку традиционно, на территории нашей страны, проживает достаточно многочисленное количество мусульман. Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства. Поэтому мусульманский, радикальный (!) фактор, в сфере интересов зарубежных спецслужб и самих террористов, играет важную роль в вопросах стабильности, сохранения мира и порядка на нашей земле. Российское государство, как и прежде, должно стремиться сохранять братские отношения с представителями великой мировой религии, испокон веков проживающих на территории России, и считающих Россию, наравне с православными и иными конфессиональными группами, населяющими страну, своей исторической Родиной. Необходимо развивать и поддерживать ислам в России, опираясь на его традиционные корни, с тем, чтобы избежать любых форм радикализма и исламизма в стране.


Одно из мест Российской Федерации, где представители исламской религии проживают в наибольшем количестве, является Поволжье.

Территория Поволжья - историческая родина для многих мусульман России. Распространение и укрепление там ислама, в значительной степени обусловлено появлением в регионе суфийских орденов.

Тасаввуф (суфизм), распространяясь среди мусульман, способствовал развитию культуры ислама, а также расширению связей с другими мусульманскими странами. Как один из основных религиозных институтов в регионе, с древнейших времен формировал общественно-экономическую, и социально-политическую повестку.

Самым распространенным и устойчивым суфийским орденом (тарикатом) считается орден Накшбандийа. Именно он способствовал тому, что ислам в Поволжье сохранился до наших дней.

Изучение суфийских орденов и поиск предтечи братства Накшбандийа, отсылает нас к XI - XII веку, когда в Центральной Азии возник орден, называющийся Хваджаган (Ходжагон; в переводе с персидского - «Мастера»). Членами ордена, в основном, были персы и турки. Главные центры находились в Бухаре, Самарканде, Балхе, Герате и в районе Гиндукуша.

Духовная традиция этих мест крайне богата и разнообразна, её история уходит в глубокую древность. По одной из версий именно здесь, в окрестностях города Балха, большую часть своей жизни провел Заратустра (600 г. до н. э.). Из этих же мест был Салман аль-Фариси (Салман Перс; ок. 578 г., совр. Иран - ок. 657 Мадаин, совр. Ирак), один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммеда; первый перс, принявший ислам. Его отец был зороастрийцем. Исламский ученый Аль-Хорезми (ок. 783, Хива, Хорезм - ок. 850, Багдад), математик, астроном, географ и историк. В некоторых источниках Аль-Хорезми называют «аль-маджуси», то есть маг, из этого делается вывод, что он происходил из рода зороастрийских жрецов, позже принявших ислам. Английский философ-схоласт Аделард Батский, совершивший путешествие по Малой Азии, перевел на латинский язык астрономические таблицы Аль-Хорезми, поспособствовав развитию астрономии в Европе. Так же через его переводы на развитие западной цивилизации повлиял Абу Машер из Балха (умер в 866 г.).

История, связанная с тарикатом Хваджаган, представляется таинственной и малодоступной при изучении. Появляются сведения, согласно которым название Хваджаган обозначает не столько суфийский орден как таковой, сколько определенную традицию более мелкой, но плотной структуры в организации («Внутренний Круг»), связанную с сохранением важных тайн, касающихся техник внутреннего развития, а также эффективных методов манипулирования средой, так же в целях развития.

История Хваджаган начинается с имени Юсуфа Хамадани (1048-1140) так же известного под именем Кутб уль-Ивлийя («Ось святых»), он был первым шейхом ордена Хваджаган.

Юсуф аль-Хамадани родился в городе Хамадан (совр. Иран). В возрасте 18 лет он отправился в Багдад, где учился у Абу Исхака Фариха, последователя имама Абу Ханифы. Согласно сообщениям Ибн Халликана, Юсуф аль-Хамадани, еще до того, как ему исполнилось 30 лет, стал одним из самых уважаемых правоведов и хадисоведов Багдада. Он был известен в Багдаде, Исфахане, Бухаре, Самарканде, Хорезме и по всей Центральной Азии. Некоторое время он путешествовал и учился у разных ученых. После он отказался от всякого обучения и посвятил себя молитве, аскетизму и внутренней борьбе со своей собственной природой.

Затем он принял руководство шейха Абу Али Фармади. Фармади был учителем ал-Газа-ли и по прямой линии - духовным наследником Байазида Вистами, имама Ризы и других ранних суфийских святых. Юсуф Хамадани поселился в Мерве, где его друзьями и сподвижниками были шейхи Абдуллах аль-Джувайни и Хасан ас-Сумнани.

Хамадани ввел новые суфийские практики и техники. Только после того, когда ослаб натиск монголов, в XIII веке эти практики стали распространятся по миру в рамках преемственных суфийских орденов Йасавийа и Накшбандийа. Техники эти включали в себя использование халки (группы), а также сохбат (беседы) в качестве средств для передачи духовной силы, называемой барака. Этим техникам Хамадани обучил особую группу из одиннадцати человек. Вероятно, тогда он и собрал вокруг себя нескольких избранных учеников, и именно они стали первыми членами Хваджаган.

Много лет проведя в Мерве, Юсуф аль-Хамадани переселился в Герат и прожил там долгое время. Из Герата он переехал в хорасанский город Бамийин, и через некоторое время вернулся в Мерв, где и умер в 1140 году.

Преемником Хамадани стал суфийский мистик Абдулла Верки из Хорезма (умер в 1160 г.). Второй преемник - Мухаммед Хасан бин Хусейн аль-Андаки (ум. 1157), был одним из первых одиннадцати, посвященных самим Хамадани.

Преемником Андаки стал Ахмед Йасави (Ясави) (1042-1166?) из Яси в Восточном Туркестане. Там он изучал алхимию под руководством Бабы Арслана, который перед смертью велел Йасави отправиться за полторы тысячи километров к западу, в Бухару, и там поступить в распоряжение Хамадани. Таким образом, позднее Йасави суждено было стать преемником Хасана Андаки и четвертым руководителем Хваджаган.

Ахмед Йасави сыграл очень важную роль в становлении ордена Хваджаган, а также в развитии суфийской духовной практики. Фундамент, заложенный Йасави, стал одной из многочисленных ступеней в истории распространения ислама. Впоследствии, духовное наследие Йасави, в значительной мере поспособствует сохранению ислама на территории современной России.

Продолжение следует.

тарикаты, суфизм, ислам

Previous post Next post
Up