Originally published at
Блог Заура Фарниева. You can comment here or
there.
Это писалось для Ъ, но в сегодняшнем номере ее не было. Сказали, что не подошла.
Вчера на Центральном рынке Владикавказа террорист подорвал машину, начиненную 40 кг тротила. На вечер четверга было известно о 15 погибших и 114 раненых.
Взрыв автомобиля «Волга 3102» произошел около 11.15 на одной из самых оживленных улиц Владикавказа - Джанаева. Как раз в это время большинство посетителей рынка и прилегающих к нему крупных вещевых магазинов, обычно покидают территорию торгового центра. Как рассказывают очевидцы, «Волга» медленно ехали вдоль припаркованных у рынка машин. Поравнявших с одним из основных входов, она еще больше сбавила ход и взорвалась. Сила взрыва была настолько мощной, что от нее выбило стекла у всех зданий, находящихся в радиусе 100 метров от эпицентра. В наступившей на несколько секунд тишине слышался только звон падающих из окон стекол. Затем раздались крики раненых. Когда шок от случившегося немного прошел, молодые парни, не пострадавшие во время взрыва, бросились оказывать первую помощь истекающим кровью людям. Кто-то вызывал скорую помощь, другие вытаскивали оглушенных из припаркованных рядом с рынком машин. К ним присоединились выскочившие из магазинов мужчины, которые тоже перевязывали раненых подручными материалами.
- Мы сразу поняли, что произошло, - рассказал «Ъ» свидетель взрыва парень по имени Аслан. - Не первый раз такое. Не было никакой паники. Меня от взрыва немного оглушило, как и, наверное, всех, кто оказался рядом. Но раненых нужно было спасать, а ушами я займусь как-нибудь на досуге.
Аслан сказал, что среди раненых было много людей с развороченными конечностями. «Видимо, крупная была дрянь, которой бомбу нашпиговали», решил он.
Уже через десять минут после теракта вокруг места взрыва образовалась толпа - многие пытались помочь раненым до приезда врачей - одних выносили на руках, других, с сильными повреждениями, перевязав жгутами, катили на базарных тележках, в которых обычно возят ящики с овощами. Так что, когда появились первые кареты «скорой помощи», большинство пострадавших погрузили в считанные минуты. Милицейское оцепления вокруг места взрыва выставили через двадцать минут, но первое время оно было почти «прозрачным». Зеваки забегали за периметр, чтоб вблизи посмотреть на воронку от взрыва и тело смертника. Когда милиционеры, все-таки, сумели восстановить порядок, к ним бросились приехавшие молодые парни.
- У меня мать там, понимаешь, мать! - кричал один из них.
- Нельзя проходить, - пытался быть спокойным охранник.
- Да вы з..ли со своим спокойствием! - не унимался молодой человек. - Уже сколько раз это базар взрывают, а вы только и можете потом кордоны ставить!
Он снова попытался прорвать оцепление, но несколько милиционеров сумели его оттеснить. «Уберите отсюда всех!» - кричал на своих подчиненных майор милиции. Но сделать это было трудно. К тому времени у рынка собралось около пяти тысяч человек.
- Тетя Мадина! - вопила девушка лет 18, подбегая к пожилой женщине. - Я до мамы не могу дозвониться, знаю, что она там стояла.
Она зарыдала. Женщина обняла девушку, так и оставшись стоять в толпе. Еще несколько женщин рыдали, снова и снова пытаясь набрать номера на мобильных телефонах.
Автомобиль, на котором ехал смертник, буквально разорвало - самый крупный его фрагмент не превышал полутора метров, а образовавшаяся на месте взрыва воронка достигла полуметра. Как рассказали «Ъ» работавшие на месте эксперты, мощность взрыва составила около 40 кг в тротиловом эквиваленте. В качестве поражающих элементов преступники использовали куски арматуры. От взрыва стоявшие в нескольких метрах от эпицентра автомобили буквально врезались друг в друга, словно они столкнулись на большой скорости.
По словам экспертов-взрывотехников, прибывших на место происшествия, они было очень удивлены «сохранностью тела шахида» - обычно при взрывах такого масштаба от смертников почти ничего не остается. В этом же случае террористу лишь оторвало голову. Специалисты связывают это с конструкцией машины - так как, по предварительным данным, взрывчатка находилась в багажнике, это сохранило тело смертника.
Под ногами то и дело попадались осколки битого стекла и куски толстой арматуры, которой было начинено взрывное устройство. Около 12 часов стоявшие у оцепления люди бросились от него в сторону - проводившим осмотр места взрыва сотрудникам показалась подозрительной припаркованная недалеко машина. Оцепление отодвинули еще на 70 метров, правда, как было оттуда видно, у «подозрительного» автомобиля не проводится никаких работ. Видимо, милиция просто решила убрать зевак, чтобы ей не мешали работать.
Тем временем от места взрыва увезли трупы погибших, которых, по предварительным оценкам, оказалось 15. Еще одной жертвой теракта стал полуторагодовалый Эльнар Ашинов, получивший тяжелые ранения. От взрыва ему оторвало кисть руки и голень. Кроме того, осколками ему повредило позвоночник и практически разорвало плечо. Мальчик умер на операционном столе.
По информации из источников в МВД Северной Осетии, смертником оказался уроженец Ингушетии Абубакр Арчаков, который за день до этого купил машину у жителя ингушского селения Экажево Исмаила Добриева. Пока милиционеры говорят, что утверждать точно, насколько достоверны документы, обнаруженные при смертнике, преждевременно. «Они вполне могли быть поддельными», заявил «Ъ» источник в правоохранительных органах. По словам сотрудников правоохранительных структур, у них пока нет никакой информации о предполагаемом смертнике. «Кроме того, вполне вероятно, что взорвавшийся в машине никакой не смертник - его могли просто попросить подвести мешок к рынку его знакомые, сейчас рассматриваются все версии» - сказал милиционер. Через несколько часов после теракта, когда стало известно об «ингушском следе», президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров заявил, что «теракт был направлен против осетинского и ингушского народов, поскольку в праздничный день Ураза-Байрам на рынке Владикавказа приобретают продукты, в том числе и жители Ингушетии». «У бандитов нет национальности и то, что обнаружен взорванный автомобиль с ингушскими номерами, только подтверждает это».
Об ингушском и мусульманском следе теракта говорили и в толпе, которая собралась у рынка. По мнению людей, организовавшие взрыв «приурочили его к мусульманскому празднику». И когда среди них появился исполняющий обязанности муфтия Северной Осетии Хаджимурат Гацалов, его встретили молчанием. Он быстро подошел к милицейскому оцеплению, но дальше его не пропустили. «Зачем он сюда пришел» - раздался женский голос - «чтобы нас лишний раз позлить?». Но господин Гацалов вопроса не услышал и он остался без ответа.
Стоит отметить, что за последние несколько месяцев осетинская общественность несколько раз переживала скандалы, связанные с местными мусульманами. Весной на административной границе Осетии и Ингушетии была задержана молодая женщина Фатима Багаева, у которой сотрудники спецслужб обнаружили составляющие «пояса шахида». Тогдашний республиканский муфтий Али Евтеев заступился за нее, заявив, что правоохранительные органы должны «внимательно отнестись» к расследованию, так как это может повлечь за собой неприятные последствия. Какие именно это будут последствия, он не уточнил, но, учитывая, что госпожа Багаева стала первой осетинкой, у которой нашли «пояс шахида», можно предположить, что речь шла о недовольстве мусульманской общины Северной Осетии. Через месяц после этого фигурантом скандала оказался сам Али Евтеев, заявивший в интервью, что проходил обучение в лагере Хаттаба. Евтеев после этого был отстранен от занимаемой должности по собственному желанию, однако на месте муфтия оказался ближайший его сподвижник Хаджимурат Гацалов. За время руководства республиканской умой господина Евтеева, как отмечают эксперты, резко возросло количество новообращенных мусульман, большинство из которых - представители молодежи. Также на улицах Владикавказа теперь часто можно увидеть бородатых людей в традиционном исламском головном уборе в сопровождение женщин в хиджабах. Несмотря на то, что в Северной Осетии мусульмане всегда составляли порядка 30% населения, они никогда не демонстрировали свое вероисповедание таким образом.
В 14 часов в правительстве Северной Осетии прошла видеоконференция главы республики Таймураза Мамсурова с Дмитрием Медведевым и руководителями федеральных министерств. Там было объявлено, что семьям погибших выплатят по миллиону рублей, тяжелораненым по 400 тысяч, а получившим ранения средней и легкой тяжести - по 200. Кроме того, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу сообщил, что для вывоза тяжелораненых в аэропорт Владикавказа будут направлены два спецборта по 20 мест в каждом.
Следственно управление СКП по Северной Осетии по факту взрыва возбудило уголовные дела по статьям «Террористический акт», «Убийство» и «Незаконный оборот оружия».
Вчерашний взрыв стал третьим терактом, произошедшим на Центральном рынке Владикавказа. Первый из них произошел 19 марта 1999 года. Тогда от взрыва заложенной бомбы погибли 52 человека, 160 были ранены. Через несколько лет были задержаны и осуждены исполнители теракта. Ими оказались уроженцы Ингушетии Адам Цуров (осужден на пожизненное заключение), Абдулрахим Хутиев, Махмуд Темирбиев (по 23 года) и Умар Ханиев (осужден на 10 лет). 28 апреля 2002 года там же сработало еще одно самодельное устройство. Погибло 7 человек и около 30 были ранены. А в ноябре 2008 года в нескольких метрах от главного входа на рынок, на остановке, где собираются студенты северо-осетинского госуниверситета, взорвалась смертница. Погибли 11 человек.
Заур Фарниев, Владикавказ