И восстали роботы против человечества…
Терминатор. Франшиза, что смогла сыграть на всех страхах человечества о будущем: Ядерная война, путешествия во времени и искусственный интеллект, который решил уничтожить всех людей на планете. Джеймсу Кэмерону просто стоило добавить немного своей магии и великолепного экшена, чтобы создать один из величайших SciFi-фильмов про киборга убийцу и апокалиптическое будущее.
Влияние Терминатора нельзя недооценить. Отсылки на него можно увидеть в играх:
Doom Eternal,
Сyberpunk 2077,
Fallout 2,
GTA V,
Tales From the Borderlands. Вплоть до камео в
Mortal Kombat 11 В фильмах:
Мир Уэйна,
Голливудские приключения И, конечно же, аниме:
Праздник Кукол,
Я стою на миллионах трупов,
Кошечка из Сакурасо Этот ролик был создан в рамках проекта «Фантастическая одиссея», где мы исследуем разные аспекты научной фантастики. Сегодня мы рассмотрим, как воплощали терминатора на киноэкране, что вдохновило Джеймса Кэмерона и перед какими трудностями ему пришлось столкнуться, создавая ужасающего киборга-убийцу.
Терминатор 1
Первый Терминатор, в сравнении с другими частями франшизы, получился наиболее мрачным и скорее походит на триллер в духе “Побега из Нью-Йорка” Карпентера. Сам концепт фильма был придуман Кэмероном в Риме, когда он мучался с лихорадкой.
"В то время я был болен. У меня была высокая температура. Я просто лежал на кровати и думал, и мне в голову пришли все эти причудливые образы... Я думаю также о том, что из-за того, что я был в чужом городе один и чувствовал себя очень отделенным от других людей в целом, было очень легко спроецировать себя на этих двух персонажей из будущего, которые были не в нужном месте и времени".
Позже, в своей книге Tech Noir : The Art of James Cameron он дополняет эту историю. Во сне он увидел образ - сверкающий скелет, позади которого огонь. Режисёр сделал
небольшой набросок, и в дальнейшем начал развивать эту идею: добавил ружьё и додумал то, что это робот. Так и родилась идея
“Терминатора” через визуальный образ. К 1983 году сценарий был написан и продюсеры выделили деньги на создание фильма. Одним из условий студии было участие в нём Арнольда Шварценеггера. Изначально, Джеймс Кэмерон очень скептично отнёсся к этому предложению, потому что считал, что образ Терминатор - это тихий и неприметный в толпе убийца, а не гора мускулов. Сперва на роль Терминатора он рассматривал
Лэнса Хенриксена, которого он знал по работе над фильмом “Пираньи 2”, однако после деловой встречи с Арнольдом Кэмерон изменил своё мнение и
полностью доверил ему роль получеловека-полумашины.
Шварценеггер так описывает своё знакомство с “Терминатором”:
“- Ты [Джеймс Кэмерон] сделал кое-что по-настоящему находчивое. Ты прислал в мой офис рисунок, где я был изображён, как «Терминатор», держащим пистолет 45. калибра у подбородка. Увидев этот рисунок я сказал: “Я - Терминатор”. Я должен позвонить прямо сейчас. И я позвонил своему агенту, Лу, чтобы он связался с тобой. Я позвонил тебе, и сказал:“ Я хочу играть Терминатора”.
Так как Кэмерон сам был художником, то практически всё, что мы видели в первом фильме, было придумано и нарисовано самим режиссёром. Причём он не только сделал
раскадровку к ключевым сценам ленты, но и продумал концепт эндоскелета Терминатора, который будут воплощать в компании гениального специалиста по визуальным эффектам Стэнли Уинстона.
“Джим хотел видеть какие ещё есть варианты [Терминатора], потому что он, как художник, хотел знать какие ещё могут быть концепты. И мы показали ему некоторые варианты, различные макеты того, как может выглядеть эндоскелет. Однако в итоге мы пришли обратно к тому варианту, который нарисовал Джим. Мы начали работать более конкретно и в итоге оказалось, что самый важный художник в моей студии это Джим [Кэмерон]”.
В итоге первый “Терминатор” стал одним из символов научной фантастики в кино наравне со [вставить 1-2 секундные отрывки из этих фильмов, перечисляя] “Звёздными войнами”, “Инопланетянином” Спилберга и “Чужим” Ридли Скотта. Однако не только сам Кэмерон сделал фильм столпом жанра. Важно отметить, что Арнольд Шварценеггер блестяще сыграл безэмоционального робота-убийцу. К примеру, его мимика и движения.
Для одной из сцен Шварценеггер предложил, чтобы Терминатор сначала делал движения глазами, а потом медленно поворачивал голову. Это создало ощущение хищника, который выслеживает свою добычу. К примеру, как в этом отрывке:
Так же и его легендарное I’ll be back, в котором “ll” было съедено австрийским акцентом.
Первый “Терминатор” оказался хитом и окупился пятикратно. Несмотря на такой ранний успех Кэмерон не торопился делать сиквел, а начал ждать того момента, когда он сможет реализовать всю свою фантазию в кино, благодаря компьютерным спецэффектам, которые продолжали развиваться.
Лишь после выхода картины “Бездна” 1989 года, где Кэмерон смог реализовать водные щупальцы и лицо, один из сложнейших компьютерных эффектов своего времени, он начал работу над сиквелом “Киборга-убийцы”.
“Я занимался всем этим [прим. с компьютерной графикой] в “Бездне”, при создании водных щупалец, которые могли трансформироваться в лица актёров: Эда Харриса и Мэри Элизабет. И это показало, что это может быть очень убедительно. Образ, который оставляет неизгладимое впечатление от фильма. Такого рода реакция воодушевила меня пойти на шаг вперёд или даже на несколько шагов вперёд.”
Терминатор 2
Ещё до начала съёмок Кэмерон столкнулся с множеством проблем: отсутствие прав на съёмки сиквела, сложности с продюсированием, а также ограниченное время на производство. Но даже всё это меркло перед главной опасностью - непроверенными компьютерными эффектами. Однако, как и в случае с первым фильмом, ограничения наоборот помогли картине и смогли показать, как можно использовать новые технологии в кино.
При бюджете почти в 100 миллионов долларов команда по спецэффектам могла реализовать видение Кэмерона, хоть на тот момент это было невероятно дорого и долго. Каждая сцена с Т-1000 обрабатывалась на компьютере до нескольких недель, при том, что композитинг 3D-эффектов и отснятого материала был новой и не обкатанной технологией.
Сама идея подобного Терминатора тоже была рискованна. В одном из первых вариантов сценария было лишь противостояние двух Т-800, однако позже от этой задумки отказались - аудитории было бы сложно показать, в чём их принципиальная разница. Поэтому Кэмерон вернулся к своей старой концепции Т-1000, жидкометаллического прототипа Скайнет, который может менять своё агрегатное состояние, чтобы принимать любую форму.
Оригинальный концепт в сценарии не был антропоморфным, а представлял собой слизь, которая может принимать форму любого предмета. Однако Стэн Уинстон, директор команды по спец. эффектам, посоветовал выбрать что-то более конкретное, ибо, по его словам, машина для убийств не выглядит убедительно… если она сгусток слизи.
В дальнейшем, развивая образ Т-1000, Кэмерон пришёл к выводу, что стоит вернуться к ещё одной старой идее - к скрытному, незаметному в толпе убийце, которого будет играть малоизвестный актёр. К тому же, он требовался срочно из-за того, что поджимали сроки начала съёмок. Главное, что искал Кэмерон в актёрах на пробах - то, что можно было противопоставить гипермускуллинному Шварценеггеру. Кандидат должен был быть атлетом, но не бодибилдером. В итоге кастинг прошёл Роберт Патрик.
“Он [Кэмерон] хотел найти кого-то, кто был бы сплавом между телохранителем, которого играл Майкл Бин в первом фильме, и Шварценеггером, терминатором. И я думаю, что он искал такого актёра, что может выглядеть “вероятно” и как человек, и, одновременно с этим, быть терминатором. Мог справиться с напряжением быть Терминатором.”
Заключение
Самое прекрасное и ужасающее из сделанного Кэмероном с образом терминатора в продолжении - он смог повторить и приумножить чувство безнадёжной угрозы от неуязвимого преследователя. В сиквеле это не просто киборг с оболочкой человека, а абстрактная форма, которая может сливаться с окружением и полностью копировать людей.
При этом Джеймсу удалось построить контраст между двумя терминаторами, показав первого, как разумный интеллект, который может быть дружелюбен к человечеству. Т-1000 же имеет одну программу - не останавливаясь ни перед чем, уничтожить его будущее. Роботы - больше чем инструмент, но именно от того, как мы будем их использовать и зависит наше будущее - это то, что хотел передать Кэмерон.
“Терминатор, в конечно счёте, не про машин. Это про наше стремление стать машиной”
А пересмотреть, а кому-то даже ознакомиться в первый раз, с культовыми фильмами франшизы “Терминатора” можно на киноканале FAN.
Каждую пятницу в 21:30 в эфире будут транслироваться культовые фильмы для поклонников жанра. В ближайшее время в программе запланированы: “Нечто”, “Добро пожаловать в рай”, “Апгрейд” и многие другие фильмы!
Телеграм-канал:
https://t.me/fantv_ru Сайт киноканала FAN:
https://fantv.ru/