Середина XX века ознаменовалась расцветом популярности американских комиксов, за что этот период по праву назвали Золотым веком. Читатели проявляли огромный интерес к захватывающим сюжетам с супергероями, помогая развиваться и другим направлениям: детективам, фантастике, ужасам. Детей увлекали страшные истории про вампиров, оборотней и зомби, детективы с удивительными поворотами сюжета, но при этом издания жутко не нравились родителям. Такой диссонанс привел к тому, что в 50-х годах прошлого века на комиксы началась настоящая травля.
Возглавлял «факельное шествие» доктор Фредерик Вертам (Frederic Wertham), директор весьма успешной судебно-психиатрической клиники Нью-Йорка, работавшей с трудными подростками. Несколько лет своей жизни он посвятил поискам доказательств пагубного влияния комиксов на умы подростков. Он считал, что чтение комиксов провоцирует увеличение уровня преступности среди несовершеннолетних и общее падение нравов. В то время в газете TIME, а также в других авторитетных источниках появилось еще несколько публикаций на данную тему. Общественность не нуждалась в дополнительных доказательствах - комиксы превратились в нежелательное чтиво. Повсеместно начали организовываться околорелигиозные кружки, призванные «защитить детские души от комиксов», а в некоторых регионах комиксы начали просто массово сжигать.
Помимо комиксов, индустрия пестрила журналами и газетами, в которых были активно представлены антихудожественные темы, при этом возрастных ограничений не существовало. Они также вызывали негодование общественности и впоследствии были запрещены, к сожалению, вместе с достойными изданиями.
Отдельно стоит сказать о книге Фредерика Вертама «Совращение невинных» (Seduction of the Innocent), которая вышла в 1954 году, моментально стала бестселлером и вызвала многочисленные отклики в американском обществе. В своем труде психиатр, не утруждаясь долгими исследованиями, поделил все комиксы на 2 группы: 1) безвредные комиксы про животных (по мотивами мультфильмов и т.д.); 2) криминальные комиксы, куда вошли книги всех остальных жанров.
Интересен тот факт, что комикс про Тарзана, где негры гибнут буквально пачками, Вертам считал полезной для детской психики литературой, а комикс «Девушка из джунглей» - вредным.
Помимо всего прочего автор высказал мнение о том, что дети склонны подражать увиденному в комиксах, в том числе преступлениям. Таким образом те же комиксы про Бэтмена могут отрицательно влиять на подростков и служить одной из главных причин преступности в этом возрасте. Для пущего эффекта и создания видимости реальной угрозы Вертам приводил многочисленные истории о преступниках подросткового возраста, которые нарушали закон якобы по причине чтения комиксов.
В работе Вертама «Совращение невинных» содержалась резкая критика комиксов за пропаганду гомосексуализма в случае Робина и Бэтмена и за создание искаженных представлений о реальности - речь о супермене, умеющим летать вопреки законам физики. Не забыл автор и о Чудо-Женщине, которая представлялась в образе воительницы-амазонки, а не привычной домохозяйки в халате и бигудях.
В результате благодаря многочисленным стараниям доктора Вертема издатели комиксов вынуждены были прислушаться к негодованию общественности, что привело к появлению «Кодекса комиксов» с правилами цензуры.
Правда, о которой не принято говорить
На самом деле основной причиной возмущения общества были не комиксы как жанр, а классическая проблема непонимания отцов и детей. Эпоха 50-х годов в Америке - это время расцвета благополучного общества, в котором родители хотели видеть своих детей наивными и лишенными пороков ангелами. Как таких детей могут привлекать книги про ходячих мертвецов и убийц? Что касается авторов страшилок, то они видели в детях подросткового возраста личностей с чувством юмора и способностью адекватно воспринимать выдуманные истории.
При этом детская преступность все равно имела место. И труд Вертама - это ни что иное, как попытка переложить ответственность за совершенные подростками преступления с родителей и детей на комиксы, которые те читали. По большей части в «Совращении невинных» содержались слухи и подтасовки, которые были умело скомбинированы с некоторыми правдивыми фактами.
Например, психиатр писал о рекламе настоящих охотничьих ножей и оружия, медицинских препаратов и косметики непонятного происхождения, которая регулярно появлялась в комиксах. При этом виноваты, по мнению Вертама, были не рекламодатели, а издания, размещавшие эти объявления.
Что же касается примеров из практики, приведенных в трудах доктора, то они также были раздуты. Обычно Вертам проводил сеанс психоанализа с несовершеннолетним преступником следующим образом - он задавал ребенку вопрос: «Молодой человек, читали ли вы комиксы?», и конечно же подросток отвечал «да», поскольку комиксы в то время читало около 93% детей (от 8 до 16 лет). При этом доктор Вертам отказывался принимать во внимание тот факт, что из всех детей, читающих комиксы, процент подростков, которые не совершили ни одного преступления, был гораздо выше, чем тех, кто совершил.
Подводя итоги
Появление «Кодекса комиксов» (The Comics Code Authority) не наложило на жанр супергероики существенного отпечатка. Частично изменилось лишь содержание. Так, в документе были прописаны правила о том, что преступления не могут быть представлены в выгодном для преступника свете, что может вызвать желание подражать ему, а также вызвать недоверие к общественным органам порядка. Кроме того, добро всегда должно было одерживать верх над злом, которое неизменно наказывалось. Табу также стали сцены убийств и насилия. Появившийся знак CCA на обложке комикса говорил о том, что издание соответствует принципам морали, которые были приняты в обществе Америки 50-х годов.
Комиксы сегодня
После появления регулирующего органа большинство издательств комиксов не сумели получить право публиковать знак CCA на своей обложке. Из-за этого комиксы не могли появляться в продаже, что привело к разорению ряда производителей. Однако были и такие, которые устояли в схватке и удержались на долгие десятилетия. Речь идет о компаниях Marvel и DC.
Подтверждение «качества» в виде знака CCA существовало буквально до наших дней, но уже в виде добровольной формальности. В январе 2011 года издательства Marvel и DC приняли решение отказаться от прежнего стандарта. После них аналогичным образом поступили и Archie comics, а также Bongo, которые печатают комиксы про Симпсонов и Футураму.
Без сомнений, период комикс-цензуры канул в Лету, открыв поп-направлению интересные горизонты.
Источник: disima.ru