Твёрдая научная фантастика для тех, кто соскучился по реалистичному искусственному интеллекту.
21 мая состоялся релиз Observation, научно-фантастической адвенчуры про катастрофу на космической станции. Ещё в первых трейлерах создатели делали ставку на кинематографичность и реализм, показывая, что Observation имеет больше общего с космической фантастикой последних лет, чем с другими играми. Правда, в этот раз в центре сюжета история не о космонавтах, а о бортовом компьютере.
«Это «Космическая Одиссея 2001», в которой вы играете за HAL 9000» - так описывали свою игру разработчики. Observation предлагает вжиться в роль ИИ, обеспечивающего работоспособность станции, следящего за жизнями экипажа и отвечающего за сотни казалось бы незаметных, но важных решений.
Именно реалистичность искусcтвенного интеллекта - главная фишка игры. Разбираемся, удалось ли авторам сказать что-то новое на эту популярную тему.
Переосмысленная классики
На станции «Наблюдатель», расположенной на околоземной орбите, происходит некий Инцидент. Его причины и подробности неизвестны, так как в это время ИИ станции S.A.M. отключился, а ядро памяти оказалось повреждено. Компьютер подключает назад к сети астронавт Эмма Фишер, вместе с которой игроку предстоит выяснить судьбу остальных членов экипажа и оценить степень повреждений.
История начинается с катастрофы
S.A.M. (systems, administration, maintenance) - бортовая система станции «Наблюдатель». Сама станция - его тело: ИИ получает информацию с датчиков в каждом отсеке и постоянно контролирует различные показатели. Вследствие Инцидента связь со многими системами разорвалась, и S.A.M. «ослеп». Соединение нужно настроить вручную - этим и будет заниматься Эмма Фишер, а игрок в роли ИИ будет ей в этом помогать: открывать двери, оценивать статус помещений, перезапускать работу систем жизнеобеспечения.
Сама авария заметно повредила станцию - в одних секциях пожар, в других сгоревшая проводка, в третьих нарушение герметичности, - так что героев ждёт приключение не из приятных. Возникающие экстремальные ситуации держат в напряжении и постоянно требуют индивидуального подхода.
С презентацией у игры всё хорошо - вид выгоревших, обледеневших помещений «Наблюдателя» вместе с мрачным эмбиентом и назойливым треском приборных панелей действует на нервы, недаром часть авторов Observation работала над Alien Isolation. Впрочем, никакой ксеноморф внезапно из-за угла не выскочит - вместо скримеров здесь гнетущее чувство неотвратимо ухудшающейся ситуации.
Observation действительно во многом напоминает такие фантастические ленты как «Гравитация», «Пекло» или «Интерстеллар». Точно так же в игре делается большая ставка на реалистичное изображение космической станции и космоса. Впрочем, если вы не считаете тот же «Интерстеллар» правдоподобной фантастикой, не спешите сетовать - в Observation также много внимания уделено мистике, а некоторые загадки останутся без ответов. Вместо реалистичной истории речь скорее идёт о взрослом, выдержанном подходе к изображению космонавтов.
Героев в игре немного, но каждый из них запоминается. Экипаж станции ведёт себя в большинстве случаев профессионально и убедительно: особенно стоит отметить Эмму, в компании которой игрок и проведёт большую часть времени.
Отдельно хочется похвалить игру Кезии Берроуз, убедительно передающей голосом все интонации и оттенки эмоций Эммы
Эмма перемещается по отсекам станции, чинит повреждения и периодически комментирует происходящее, так что постепенно к ней привязываешься.
Также характер девушки раскрывается в дневниках, которые она записывает на камеру, подобно Марку Уотни из «Марсианина». Несмотря на общую короткую продолжительность игры, успевает сложиться мнение, что Эмма - действительно живой человек.
А вот огрехи лицевой анимации, к сожалению, то и дело дают о себе знать
Но всё же главный герой истории - не она, а ИИ. Именно его истории, его характеру и проблемам посвящена игра.
Сначала холодную отрешённость S.A.M. воспринимаешь в штыки: он никогда не начинает беседу первым, ничего не боится, не шутит, не плачет вместе с Эммой над погибшими. Складывается ощущение, что он, несмотря на острый ум, - что-то меньшее, чем личность. Но потом понимаешь, что у него просто нет ни времени, ни желания болтать. Настойчиво и верно, он просто продолжает выполнять свою работу, как и положено ИИ.
Тяжёлые будни бортового компьютера
На борту станции у S.A.M. много забот. Поддержка кислорода, давления, электроснабжения, контроль жизненных показателей экипажа, управление реактором, связью, положением на орбите - этим и многим другим придётся заниматься в игре.
Отсек можно осмотреть при помощи камер, между которыми можно переключаться, менять их угол наклона и регулировать приближение
Игровой процесс раскрывается через бесконечные меню, панели управления и контрольные схемы. Игрок обладает доступом к многочисленным камерам в помещениях станции, и может свободно между ними переключаться, выбирая лучший угол обзора.
Все проблемы решаются имеющимися средствами: там перезапустить систему, тут активировать резервное питание, потушить пожар путём снижения давления в отсеке.
Эмма Фишер знает, что нужно делать, сама перемещается по кораблю, а S.A.M. только и остаётся, что выполнять её команды
Исследуя повреждённые отсеки станции, можно найти различные заметки и дневники экипажа, рассказывающие о жизни на борту и подробностях аварии. Для этого достаточно установить беспроводную связь с ноутбуками экипажа или приблизить камеру на написанные от руки записки. Как правило, игра вас никуда не торопит, так что стоит время от времени отвлекаться от основной задачи - полную картину происходящего соберут только самые внимательные.
Но всё-таки добрую половину игры придётся провести в интерфейсах, которые визуализируют многочисленные системы станции.
В интерфейсах бывает тяжело разобраться, но зато выглядят они правдоподобно. Авторы Observation тщательно смоделировали космическую станцию, взяв за основу МКС, так что дизайн «Наблюдателя» получился практичным, эргономичным и в меру сложным.
Разумеется, есть в Observation и мини-игры: в одной нужно настроить мощность магнитов, удерживающих плазму реактора, в другой отключить в правильной последовательности замки, и так далее. Иногда такие загадки действительно бросают вызов, но всё-таки они - просто рутина, которую кроме S.A.M. некому делать.
С одной стороны бесконечная череда технических заданий может утомить, всё же решать одни и те же загадки шесть часов - это нудно. Но с другой - задания Observation здорово погружают в историю и наглядно демонстрируют, чем именно должен заниматься ИИ на космической станции.
Реалистичность у игры в приоритете, пусть иногда она идёт в ущерб увлекательному игровому процессу
Именно достоверность - одно из главных преимуществ Observation. Было уже немало адвенчур, в которых нам нужно было играть за ИИ, вроде Talos Principle или The Turing Test. Но большинство таких игр поднимают серьёзные вопросы, заставляя игрока решать абстрактные, не связанные с историей задачи. А в Observation же история про ИИ прочно вплетена в сам игровой процесс.
Практически всё в игре призвано не просто развлекать игрока, а хотя бы на некоторое время дать ему взглянуть на мир глазами бортового компьютера. А также напомнить, зачем он вообще нужен.
История о взаимопомощи
Observation действительно много цитирует «Космическую Одиссею» Стэнли Кубрика - схожие визуальные образы, загадочное послание, путешествие к дальним уголкам Солнечной системы. Так вышло неспроста - именно HAL 9000, бортовой компьютер корабля в «Одиссее», принёс в массовую культуру образ ИИ, превосходящего человека по возможностям.
Фильм 1968 года создал множество устойчивых стереотипов про ИИ в первую очередь потому, что его мотивация искусственного разума не объяснялась - он оставался недоступной для понимания угрозой.
Во многих последующих произведениях стало принято очеловечивать искусственный интеллект, приписывая ему качества, свойственные людям: злость, мстительность, страх, или наоборот - верность, любовь, чувство юмора. Будь то «Терминатор», «Искусственный интеллект» или «Матрица», ИИ испытывал чисто человеческие эмоции. Такое представление было достаточно популярным в двадцатом веке, но современные тенденции рисуют совсем другую картину.
Сегодня ИИ - достаточно сложные автоматизированные системы, предназначенные для выполнения конкретной задачи. Им не нужны ни личность, ни характер, ни собственное мнение, чтобы самостоятельно находить решения поставленных задач. Да и неизвестно, могут ли они действительно осознать переживания людей, или для них «правильный» ответ в беседе сродни математически рассчитанному решению головоломки.
Судя по развитию нейросетей и помощников вроде Siri, мы уже скоро сможем сообщить беспилотному автомобилю куда ехать, а вот задушевных разговоров с андроидом-дворецким придётся подождать.
И пока другие произведения рассуждают о серьёзных нравственных вопросах, Observation концентрируется на изображении реалистичного ИИ, который мы сможем увидеть уже в ближайшие 10-20 лет.
S.A.M. лишён большинства стереотипов, накопившихся в фантастике за столько лет. Неизвестно, испытывает ли он эмоции, потому что в любом случае он руководствуется логикой и приказами ЦУП. Он не совершает ничего лишнего - только точную последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи.
Более того, Observation концентрирует внимание на тех особенностях ИИ, которые мы часто упускаем из виду. К примеру, у него нет особого выбора - он не может противоречить командам, полученным свыше, пусть не все из них морально верные. Этим он напоминает Джина из сказок - могущественное существо, вечно служащее другим.
Также, S.A.M. показан далеко не таким сильным, как обычно в случае с искусственным разумом. Стоит огню повредить проводку, как его датчики ослепнут. Стоит его банкам памяти повредиться, как часть функций потеряется. А стоит ему в виде дрона выйти за пределы своих систем в открытый космос, как от него останется только «глаз», всё видящий и понимающий, но не способный ничего сделать. Удивительно, что в игре про огромные возможности ИИ S.A.M. показан весьма уязвимым и слабым.
В то же время, у ИИ много неоспоримых преимуществ, позволяющих ему делать то, на что люди не способны. Вряд ли можно представить космические экспедиции будущего без участия автоматизированного помощника. И в тоже время в такой сложной системе не обойдётся без дюжины ошибок или неточностей, заложенных людьми. Железо может сломаться, датчики сбоить, а инструкции противоречить друг другу. А значит живой экипаж всё ещё нужен.
Нельзя всё предусмотреть, предвидеть любую чрезвычайную ситуацию и продублировать все важные системы. Там, где S.A.M. беспомощен, ситуацию спасает Эмма. Она может в своём скафандре пролететь сквозь повреждённые отсеки, пробраться сквозь заваленные помещения и починить сломанные приборы.
Пусть сама история Observation во многом повторяет сюжет «Одиссеи», именно детали, мелкие взаимодействия между героями позволяют взглянуть на отношения между человеком и ИИ с нового ракурса.
Observation рассказывает историю не о противостоянии храброго космонавта и безжалостной машины, а именно что о взаимопомощи. Обычный человек и искусственная разумная система оказались одни в далёком уголке космоса, и только вместе они смогут вернуться домой.
Вряд ли можно утверждать, что Observation сказала что-то новое про ИИ. Но, в тоже время, авторы смогли переработать классическую историю, очистить её от устаревших стереотипов и сделать близкой и понятной игроку.
Главная сила игры именно в деталях, в достоверности, с которой создатели изображают искусственный интеллект, в честно показанных плюсах и минусах.
Вряд ли Observation оставит заметный след в истории, ей попросту нечем удивить искушённого игрока. Но всё-таки игра дарит толику настоящей, реалистичной космической фантастики, которой нам последнее время так не хватает.
Источник: dtf.ru