Паоло Бачигалупи известен в России прежде всего как автор романов «Заводная», «Разрушитель кораблей» и «Водяной нож». Но виртуознее всего он справляется с «малой формой», так что самая мякотка в этой книге не заглавная повесть (не слишком удачная попытка написать «экологическую фэнтези» в рамках совместного с Тобиасом Бакелом проекта «Khaim»), а сборник рассказов «Помпа номер шесть».
Любимые декорации Бачигалупи - мир будущего на грани катастрофы (экологической, экономической, военной) и руины цивилизации, которая уже пережила коллапс и получила шанс начать все с начала, но уже на других, куда менее выгодных стартовых условиях.
В «Девочке-флейте» человечество вернулось к феодальной раздробленности, но это высокотехнологичное Средневековье: лендлорды имеют доступ к эликсиру бессмертия и технологиям, при помощи которых можно, скажем, превратить ребенка в живой музыкальный инструмент. В «Калорийщике», «Желтобилетнике» и «Помпе номер шесть» зловредный вирус пожрал все запасы нефти на Земле, и теперь машины работают исключительно на мускульной тяге. В «Пашо» орден хранителей древних знаний пытается возродить цивилизацию, которую погубила слишком стремительная индустриальная революция.
Если верить автору, у современной евро-атлантической цивилизации никакого будущего нет вообще. Отдаленные районы современного Китая, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Ближний Восток - там сквозь корку пепла еще может пробиться что-то новое, живое, но только не в США и не в Европе. «Постколониальная» проза - конек Бачигалупи: водоворот экзотических звуков, цветов и запахов на страницах его рассказов затягивает и оглушает, а вкрапление высоких технологий в патриархальный быт сдвигает точку сборки. Но хотя Бачигалупи раз за разом убивает человечество с завидной изобретательностью, когда дело доходит до отдельных человеческих судеб он не стесняется проявить сентиментальность: темы сиротства («Полный карман дхармы», «Девочка-флейта»), материнства («Маленькие жертвы»), традиционных семейных ценностей («Пашо») занимают в его новеллах центральное место. Сочетание как минимум нетривиальное: такую прозу могли бы писать Чарльз Диккенс и Редъярд Киплинг, объединив свои усилия с Харланом Эллисоном и Уильямом Гибсоном - если, конечно, не поубивали бы друг друга из-за идейных разногласий. А вот в рассказах Паоло Бачигалупи эти крайности как-то уживаются и приносят обильные плоды.
Источник: gorky.media