Чужой и его приятели. Оголтелые ксеноморфы

Mar 15, 2019 15:02


Безупречная классика возвращается на большие экраны: во славу 40-летнего юбилея легендарной франшизы в российском прокате заново стартует «Чужой»! Вспомним при этом о недавних слухах насчёт возобновления работы над пятым «Чужим» - и поймём, что как нельзя кстати будет наш материал-напоминалка - краткий гид по фильмам о космической твари, автор которого заодно задаётся вопросом, каких инопланетных монстров можно ещё поставить в один ряд с кровожадным ксеноморфом.



Первый фильм Ридли Скотта о Чужом датирован 1979 годом. Он до боли прост, но невероятно гениален: герои заперты в замкнутом пространстве бороздящего бескрайний космос корабля вместе с «идеальным организмом» - тварью, которую практически невозможно убить (авторства Ханса Руди Гигера). Незадачливая команда умудряется нарушить закон о карантине, пронося опасный эмбрион в организме одного из членов команды - за что вскоре все поплатятся жизнью.





Классика научной фантастики и жесткий триллер одновременно. Лаконично-мрачная, но стильная и леденящая душу картина. Актеры прекрасно справились со своей задачей, создав сплоченную команду, убедительно изображающую ужас и отчаяние. Замкнутое пространство на бескрайних просторах космоса рождает в зрителе чувство клаустрофобии, и безысходность становится еще более отчаянной. Но здесь проявляется мужество женщины, которую так ярко и неповторимо сыграла Сигурни Уивер.

image Click to view



Этот фильм стал прорывом во всей киношной индустрии и оброс множеством сиквелов: всего о космической мрази вышло шесть фильмов, если не считать различных спин-оффов, в которых оголтелый ксеноморф устраивает разборки с другой космической мразью - Хищником.

Следующим фильмом - «Чужие» (1986 года) - Джеймс Кэмерон постарался опровергнуть горький закон «вторая часть всегда хуже» и сделал не менее интересный и захватывающий боевик с той же Сигурни Уивер в главной роли. Одна из самых главных идей оригинальной ленты дала жизнь и второй части, и третьей, и всем последующим: люди ничему не учатся, поэтому смертоносный ксеноморф снова потрошит людей - но уже не в одиночку. Чужие начинают успешно плодиться, добравшись до целой колонии людей на далекой, Богом забытой планете.

image Click to view



Эту картину смотреть еще страшнее: ксеноморфов здесь намного больше, они везде, ползающие, словно тараканы, во всех коридорах станции. Именно в этом фильме главные герои сталкиваются с исполинской Королевой Всея космических тварей и узнают, как появляются Чужие. Несчастная станция, где жила колония, превращается в подобие смертоносного улья с гигантской и не менее кровожадной королевой-маткой во главе. Все также эффектно смотрится Рипли, с ребенком на руках отстреливающаяся от армии ловких ксеноморфов. Джеймс Кэмерон самостоятельно и смело развивает свое полотно, не забывая также и о первоисточнике. «Чужие» стали одним из самых кассовых проектов своего жанра.

Но в третьем фильме - 1992 года - Дэвид Финчер напрочь убил драматическую глубину образа Рипли. Героиня теряет целостность, ситуация - логику, а стилистика приобретает самобытность, которая вовсе не походит на серо-голубую загадочную атмосферность первых двух фильмов. Финчер решил снять авторское кино, поскандалил с продюсерами, затем покинул проект, а все те же продюсеры решили долепить фильм «из того, что было». Учитывая фатальный конец, провальным фильм назвать нельзя, но осадок, как говорится, остался.

image Click to view



Первый «Чужой» стал классическим фильмом ужасов, второй - крутым фантастическим боевиком, а третий - тяжелой, мрачной тюремной драмой с элементами кровавой фантастики. «Чужой 3» по своей стилистике ближе к первой картине. Все та же клаустрофобия и гнетущая мрачность, но уже в тюрьме, переполненной обреченными уголовниками, и ксеноморф здесь только один.

Первые три фильма создают привычную и слаженную по сюжету трилогию, единую историю о борьбе Элен Рипли с эпичной сверхсильной тварью. Казалось, какие-либо дополнения излишни. Но в 1997 году вышел «Чужой 4: Воскрешение» Жан-Пьера Жене. Комедийный, нелепый и высосанный из пальца сюжет делает клона Рипли мутантом, других персонажей - безликими, а самого ксеноморфа - беспомощным и нелепым.

image Click to view



Это не оцененная зрителем нелепая картина о сумасшедших ученых, решивших клонировать Рипли с маткой ксеноморфов. Нет здесь ни таинственной атмосферы безысходности, ни ледяного стиля предыдущих фильмов. Это малобюджетный абсурдный экшн без драмы и логики. Живородящая Королева и ее получеловек Новорожденный - апофеоз фильма, который отправил всю историю о космических тварях в креосон до 2012 года.

Спустя пятнадцать лет Ридли Скотт показал миру фильм «Прометей» (2012), своеобразный приквел главной истории о нашем любимом космическом монстре. Картина о Чужом, в которой, по сути, Чужого в привычном его понимании нет. Быть может, Чужой - это не ксеноморф, а вредоносный андроид, сопровождающий каждую провальную экспедицию?..

Фильм получил противоречивые отзывы. Атмосфера, визуализация, музыка - чудесные, загадочность и размах потрясают. Главным чудовищем здесь выставлен не сам предок ксеноморфа (он всего лишь животное, что с него взять), а андроид, которого создатели сделали слишком похожим на человека.

image Click to view



Самые интересные герои здесь - доктор Элизабет Шоу (Номи Рапас) и собственно андроид Дэвид (Майкл Фассбендер). Кажется, что больше никого в кадре и не надо, но они есть, попадают в истории, создают проблемы всей команде и на фоне этих двоих теряются. Ридли Скотт попытался копнуть глубже и затронул извечный вопрос: откуда появилось человечество? Подход достаточно интересный и мог бы получить прекрасное продолжение, но следующим фильмом режиссер под корень изничтожает свою многообещающую задумку.

Экипаж в фильме «Чужой: Завет» (2017) - лауреат премии Дарвина, но уже в более тяжком, осложненном случае, чем в «Прометее». За пять минут он решает отклониться от курса, который продумывался не один год, высаживается на неизвестной планете, без страха и упрека разгуливает по ней и весело щупает все, что видит: подростки на экскурсии. А потом все удивляются, чем они провинились и почему вымирают со скоростью света. Что ж, естественный отбор. Казалось бы, весь ум сконцентрировался в главной героине, но и она не сильно выделяется. И снова главное вселенское зло - андроид, а ксеноморф - лишь вспомогательный зубастый элемент, потрошащий все, что движется и не движется.

image Click to view



Режиссер скомкал свою захватывающую библейскую задумку, попросту уничтожив, и снова вывел в первые ряды ксеноморфа. Зритель, после «Прометея» ожидавший масштабных научно-фантастических развязок, получает лишь простой экшн, литры крови, ладные спецэффекты, невероятно стильного красавца-ксеноморфа - и совершенно ничего нового.Актеры неплохие, но веришь только Майклу Фассбендеру - несмотря на то, что он играет андроида (даже двух). Он мастерски показывает машину, гораздо более противоречивую, чувствующую гораздо глубже, чем все эти инфантилисты из команды колонистов; одна из самых запоминающихся сцен - Фассбендер, целующий сам себя в губы.

image Click to view



Боевик смотрится легко, определенный процент загадочности присутствует - и на том ладно.

Продолжение: Чужой и его приятели. Хищники с кодексом чести

Источник: filmz

кино, чужой, Ридли Скотт, франшиза, история жанра

Previous post Next post
Up