60 лет назад на воду была спущена первая атомная подводная лодка

Jan 21, 2014 09:40



21 января 1954 года, ровно 60 лет назад, подводный флот сделал большой шаг вперед. В этот день с верфи Гротон в штате Коннектикут сошла первая в мире атомная подводная лодка. На спуске лодки на воду лично присутствовал президент США Дуайт Эйзенхауэр. Лодка была названа «Наутилус» в честь подводного корабля из фантастического романа Жюля Верна, который был написан еще в 1870 году. В настоящее время лодка переделана в музей подводных сил ВМС США, она пришвартована на вечную стоянку в гавани Гротона. Ежегодно лодку посещают сотни тысяч туристов.

Впервые идею боевого использования подводного корабля популяризировал в своем знаменитом романе «20 тысяч лье под водой» известный французский писатель Жюль Верн. До этого о таком корабле размышлял известный гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В романе Жюля Верна 1870 года описывалась подлодка под названием «Наутилус», которая могла уничтожать надводные корабли с помощью специального тарана - металлического «бивня», который размещался на носу. В фантастическом романе не упоминались ни торпеды, ни какое-либо другое оружие, которое можно было разместить на борту лодки.

Стоит отметить, что попытки построить подводную лодку имеют достаточно давнюю историю. Первый действующий образец подобного судна был построен еще в 1620 году голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем по приказу английского короля Джеймса. Лодка была построена в Лондоне и успешно испытана в Темзе. Та подводная лодка была весельной. В нашей стране попытки постройки такого корабля предпринимались при Петре I. Но настоящий расцвет ждал подводный флот лишь к началу Первой мировой войны. В это время массово появились подлодки, оснащенные дизельным двигателем, который можно было использовать на поверхности, и электрическим двигателем, предназначенным для движения под водой. К дизельному двигателю лодок подсоединялся генератор, который вырабатывал электричество, необходимое для подзарядки батарей лодки.




Ускоренные темпы развития подводных лодок во время Первой мировой войны привели к тому, что данный класс боевых кораблей превратился в очень грозное оружие на море. Всего за время Первой мировой войны 600 подлодок воюющих стран потопили 55 крупных боевых кораблей (крейсеров и линкоров), 105 эсминцев и 33 подводных лодки. Во время Второй мировой войны подводный флот достиг еще большего расцвета и могущества и активно использовался на всех морских коммуникациях.

После окончания Второй мировой войны подводный флот ждала новая эра. Появились подводные лодки, оснащенные атомной энергетической установкой. Первая атомная подводная лодка была построена в США. 21 января 1954 года лодку «Наутилус» спустили на воду, а еще спустя 8 месяцев она была принята на вооружение американского флота. Подводная лодка «Наутилус» при общей длине 97 метров и ширине 8,2 метра имела водоизмещение более четырёх тысяч тонн. Данная подводная лодка поставила рекорд (для американского флота) пребывания под водой без всплытия, а также смогла развить скорость подводного хода 20 узлов. Помимо этого, данная подлодка стала первой в истории, которой удалось пройти подо льдами Северного полюса. Произошло это 3 августа 1958 года.

История подводной лодки «Наутилус»

На самом деле подлодка была названа не в честь литературного «Наутилуса», а в честь другой американской подводной лодки - USS Nautilus (SS-168), которая принимала участие в сражениях Второй мировой войны. Строительством субмарины нового класса руководил адмирал Хайман Г. Риковер, который был известен в США как «отец ядерного военно-морского флота». Американская подводная лодка «Наутилус» стала первой в мире атомной подводной лодкой, позднее так стал называться целый класс американских субмарин.



Сразу же после ввода подводного корабля в состав ВМС США установили, что радар и противолодочные самолеты, которые сыграли очень большую роль в борьбе с подлодками во время Второй мировой войны, малоэффективны в борьбе с данной лодкой. Возможность ПЛА быстро изменять глубину погружения и быстро двигаться, а также длительное время находиться в подводном положении стали причиной пересмотра тактики ведения подводной войны.

«Наутилус» внешне был похож на немецкие подводные лодки, относящиеся к типу XXI. ПЛА обладала такой же округлой носовой частью, формой корпуса, на ней также использовалось 2 винта. Лодка имела большой диаметр - 8,2 метра, что давало большой объем внутреннего пространства. Корпус подлодки был частично двойным, с расширением для установленного реактора. Подлодка состояла из носовой части, помещений для экипажа с камбузом, центра управления лодкой, силовой установки и рулевой части. Запас плавучести ПЛА «Наутилус» равнялся 16%. В подводном положении лодка могла развить скорость хода 23 узла, в надводном положении - 20 узлов. Надводное водоизмещение корабля - 4157 тонн, подводное - 4222 тонны. Наибольшая длина - 97 метров. Суммарная мощность установленной на борту лодки атомной энергетической установки составляла 13 800 л.с.

Вооружение подводной лодки состояло из 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, на лодке имелось 26 торпед к ним. При постройке субмарины рассматривалась возможность установки на ее борту ракет RGM-6 Regulus, однако по причине очень высокой сложности данного проекта было принято решение прекратить работы по нему. Экипаж подводной лодки «Наутилус» состоял из 13 офицеров и 92 матросов.



Как и с любым кораблем принципиально нового класса, с лодкой «Наутилус» не все обстояло гладко. Почти сразу же с субмариной возникли неразрешимые проблемы, самой крупной из которых был назван страшный шум, причиной возникновения которого были сильные колебания неустановленного рода. Волны, которые создавал «Наутилус», вызывали вибрацию конструкций лодки частотой около 180 Гц, что опасно приближалось к значениям вибрации корпуса лодки. Совпадение этих вибраций могло привести к резонансу и разрушению субмарины.

Помимо этого, удалось установить очень высокую вибрацию корпуса корабля при движении со скоростью более 16 узлов. Шум, который создавался уже на скорости хода в 8 узлов, и вибрация были препятствием для нормального запуска и управления торпедами. На скорости хода 15-17 узлов люди на борту вынуждены были разговаривать при помощи крика (иначе друг друга не слышали). Столь высокий уровень шума делал бесполезным сонар уже на скорости 4 узла. После этого подводная лодка становилась глухой, к тому же такой шум очень сильно демаскировал субмарину. Весь этот полученный в ходе эксплуатации негативный опыт американские инженеры учли при разработке лодок следующих проектов.

С подводной лодкой «Наутилус» связана довольно интересная история. 3 августа 1958 года корабль поставил рекорд. Пройдя 3400 км примерно за 100 часов плавания, подводная лодка первой в истории достигла Северного полюса Земли. Американские подводники прошли подо льдами Арктики на глубине примерно 100 м. При этом такое путешествие потребовало от экипажа и корабля длительной подготовки. Осуществить поход удалось лишь с 5-й попытки. С наибольшими трудностями экипаж лодки столкнулся при прохождении Берингова пролива: глубина нижней кромки льдов в проливе достигала 18 метров. Во время совершения первой попытки пройти сквозь пролив лодка вынуждена была повернуть назад из-за недостатка чистой воды между ледяным полем и дном пролива. Вторая попытка оказалась удачной, и лодка, преодолев пролив, вдоль берегов Аляски прошла к Северному полюсу. 3 августа впервые в истории подводного флота лодка пересекла Северный полюс и вернулась к берегам Гренландии.



Те годы были годами непрерывной технологической гонки двух сверхдержав во время холодной войны. Американцы во что бы то ни стало пытались «реабилитироваться» из-за запущенного СССР космического спутника, который стал первым искусственным спутником Земли. Обогнать СССР было для американцев делом чести, ну, а в чем именно обгонять, принципиального значения для США не имело. В итоге американские военные смогли занять 1-е место в подводной гонке, хотя СССР официально и не признавал факта прохождения ПЛА «Наутилус» в территориальных водах СССР в Арктике.

Всего подводная лодка «Наутилус» установила несколько рекордов для подлодок. Главным из них считается беспрерывное подводное плавание, продолжавшееся более 90 часов. Находясь под водой, лодка прошла 1213 миль (2250 км). ПЛА «Наутилус» находилась в боевом составе вплоть до 1972 года, после чего ее начали использовать исключительно в учебных целях, а 6 июня 1985 года переоборудовали в музей.

На сегодняшний день 5 государств мира обладают атомными подводным лодками собственных конструкций - это Россия, США, Франция, Великобритания и Китай. На вооружении этих стран находится более 100 современных атомных подводных лодок. Еще одной страной, которая обладает таким оружием, стала Индия, которая в 2012 году получила свою первую атомную подводную лодку проекта 971 «Щука-Б» - в аренду от России на 10 лет.

Источники информации:
http://www.calend.ru/event/4378
http://www.vmireinteresnogo.com/article/th...marine-nautilus
http://www.istpravda.ru/chronograph/1812
http://ru.wikipedia.org
Автор Юферев Сергей
источник

История, подводные лодки

Previous post Next post
Up