Этот пост я делаю в продолжении
дискуссии, имевшей место быть в
ru.psychology Для непричастных, поясню, что речь шла о способах противостояния манипулятивному поведению. Я пообещал участникам дискуссии выложить описание психологической игры, способной срывать манипулятивные атаки, направленные на вас - и сейчас выполняю свое обещание...
Игру эту я с огромным удивлением однажды обнаружил у себя, проанализировал - и готов поделиться со страждущими ;-)
Описание взято из давней переписки с другом - потому оно сделано в _личностном_ формате. По уму, делая информацию доступной посторонним, следовало б оформить ее в более традиционном и доступном для понимания формате - но за недостатком времени не вижу возможности сделать это здесь-и-сейчас. Так, что, уж не обессудьте - принимайте as is...
начало цитаты ========================================
1. Суть берновских (манипулятивных) Игр вкратце такова - на входе имеются Игроки, которых Игроками делают их привычные поведенческие паттерны. Что бы Игра сложилась, паттерны Игроков должны быть строго дополняющими друг друга - ход одной стороны вызывает ответный ход другой и если ход не сделан, то другая сторона ждет его, не совершая никаких поступков в контексте Игры.
Вторая особенность манипулятивных игр - это то, что на первом этапе одна сторона является активной, а вторая пассивной. Со стороны может казаться, что активная сторона - Охотник, а пассивная - его Жертва. Особеностью именно манипулятивных Игр, открытых и описанных Эриком Берном, является обязательный переворот - истинной Жертвой оказывается бывший Охотник (Серый Волк), а Победителем в Игре - бывшая Жертва (Красная Шапочка).
При этом, призы распределяются так - победитель получает пакетик с леденцами (положительные эмоции в виде куража и иных приятных чувств), а проигравший - хороший пинок под зад в виде набора отрицательных эмоций. Почему положительные эмоции, это приз - и ежику ясно, а вот в чем сермяга Приза-пинка для истинной Жертвы, понять с точки зрения здравого смысла достаточно трудно - ну что приятного, что тебя пнули? На самом деле все просто - отрицательная эмоция так же, как и положительная, позволяет преодолеть сенсорный голод и тем сохранить самою Жизнь...
2. "СуперИгрок или Ломатель Кайфа" - Персональная Игра Фандора :)
Став ЧБ, да еще в нежном возрасте, [ЧБ - Человек Близости. Эта история известна моему собеседнику - но сейчас включить описание той уникальной истории я не могу за недостатком места - хотя надеюсь, что когда-нибудь все же это сделаю] когда Игры по настоящему еще не успели стать моей второй натурой (как это происходит практически со всеми нормальными людьми), я, казалось мне поначалу (после знакомства с
Транзактным Анализом), избавлен от Игр. Но по некоторому размышлению я понял, что это не совсем рационально - Игры имеют очень большой смысл для психики, так как позволяют структурировать время за счет использования готовых шаблонов, и тем экономить психоэнергию.
Суждение о том, что, мол Игр вообще у меня нет, вызывает у меня же самого подозрение, так как следствием этого тезиса оказалось бы то, что я не использую шаблоны и тем самым живу все время "на разуме", что очень энергозатратно. Поэтому я предпочел поискать в себе поведенческие шаблоны и... тут же быстро их обнаружил :)
Часть этих шаблонов сложилась в Игру, которая по структуре существенно напоминает берновские Игры, и, более того, активно их эксплуатирует в своем сценарии. Но в финальной стадии моя Игра - по сути, Главная Игра Моей Жизни (не больше и не меньше :) - отличается от канонического берновского описания знАком эмоций для всех ее участников.
Сценарий таков - я пассивно выжидаю хода соперника (хотя ожидание вообще-то на самом деле вовсе не так уж и пассивно - с поведенческой токи зрения, сидение в засаде вполне активная акция). То есть, я по идее прикидываюсь на первом этапе потенциальной Жертвой и сижу в ожидании подходящего Охотника. Между прочим, если оного на горизонте долго нет, то вполне отчетливо ощущается скука! :).
Назовем моего партнера Игроком-1, а я, соответственно, буду Игроком-2... Эту свою игру я считаю СуперИгрой, или Игрой-2, то есть Игрой второго уровня. Почему? Потому что сам по себе сценарий моей игры эксплуатирует любые игры первого уровня, играемые по жестким шаблонам. То есть, Охотник предъявляет мне какую либо свою привычную игру - и я начинаю подыгрывать именно ей. Разумеется, неосознанно Здесь важно отметить творческую компоненту - надо ж подстроиться под что то неожиданное. И поэтому начиная с первого этапа я уже извлекаю свой кайф !
Здесь, в этой Игре-2, присутствует ДВА скрытых уровня - на нулевом уровне можно наблюдать формальные поступки - и Игрока-1, и Игрока-2. Для Игрока-1 существует подсознательный уровень - Уровень-1, на котором он и ведет свою Игру. Но поскольку истинным Охотником является Игрок-2, то у него свой уровень в подсознании - первый уровень я, как истинный ЧБ [Человек Близости - расшифровке этого понятия следует посвятить отдельное разбирательство], читаю достаточно уверенно :)
Итак, игра ведется на РАЗНЫХ уровнях подсознания ее участников - и именно поэтому ее логично назвать Игрой-2...
Итак, я ПОДСТРАИВАЮСЬ под Охотника - привет НЛПерам ! :) - и импровизируя, играю в рамках его сценария. Эта часть продолжается до момента, когда согласно берновским кондициям, должен произойти переворот, где Жертва и Охотник меняются местами. Маленькое уточнение - называя себя охотником, я чуточку забегаю вперед - на первом этапе я играю роль будущей Жертвы (в кондициях сценария моего партнера). То есть, я как бы обещаю ему такой расклад, когда он получит в конце свои леденцы, а я позволю ему пнуть меня покрепче.
Короче, я как бы обещаю, что у моего партнера по игре эмоции будут положительными, и он удовлетворит свою садомазохисткую компоненту именно садо, а не мазо... Введение в анализ игры понятия о садо-мазо-компонентах нужно потому, что на этом будет построена интрига переворота, осуществляемого мной по МОЕМУ сценарию.
Итак, мы с партнером ведем игру, следуя ЕГО, а не моему сценарию, вплоть до точки переворота, обусловленной его сценарием. Эта точка оформлена в канонической берновской Игре так, что Охотник должен совершить поступок, который можно использовать в качестве обвинения против него, что и позволит бывшей жертве удалиться торжествуя и с полным пакетом удовольствий. Естественно, что в этот момент жертва, которая по ее сценарию на самом деле является как-бы Охотником, находится в ПРЕДВКУШЕНИИ - сейчас, сейчас... сейчас мы оприходуем этого глупенького козлика... Возникает пауза - козлик не делает то, что от него ждут. Он не идет в ловушку! Он топчется возле нее, хитро посматривает на охотника - и не идет! :)
Вот тут-то обозначается перелом в Игре и она начинает по формальным событиям уже следовать моему сценарию - сценарию истинного Охотника. Пауза из казалось бы запинки перерастает в нечто драматическое - как в хорошем спектале, она становится Паузой :)
Для Игрока-1 наступает первый момент истины - он начинает понимать, что что-то пошло не так, что где-то он прокололся и... и сейчас его по-видимому поимеют как следует! :) То есть, он получает первый разрыв шаблона - сценарий его Игры порван. Он во фрустрации, но после некоторого замешательства он соглашается с новым раскладом, и как правило, готов за это заплатить - взять классический приз проигравшего (в виде пинка).
Ведь игры не гнездятся в психике по одиночке и, как правило, играя в одних случаях Охотника, в других тот же субъект всегда готов сыграть и Жертву. Во всяком случае, любой Игрок хорошо понимает Жертву - это понимание доступно на первом уровне подсознания и не вступает в противоречие с жизненными парадигмами. Сегодня поимел ты, а завтра поимеют тебя - в этом есть некая Высшая Справедливость, между прочим :)
И проигравший Игрок-1 покорно принимает "позу подчинения" и подпускает к себе Игрока-2 для того, что б тот отвесил "заслуженную" оплеуху... Игрок-2, то бишь я, подходит на дистанцию психологической близости, и... вот тут то наступает настоящая кульминация именно этой Игры!
Я ведь есть не просто Игрок - я есть ЧБ [Человек Близости] и если приближаюсь на расстояние Близости, то вовсе не для того, что б отвесить оплеуху. Я действительно приближаюсь к застывшему в ожидании Игроку-1 и... и опять застываю в паузе.
На этот раз пауза совсем другого характера - я ищу взгляд (и фигурально, и подчас совершенно буквально)... Игрок-1 стоит потупившись (в психологическом плане) - он замкнут на себя и ждет, что б экзекуция побыстрей кончилась.
Новую паузу он воспринимает поначалу, как изощреную экзекуцию, но через некоторое время он ОПЯТЬ начинает ощущать, что что-то не так, что-то не по ЕГО понятиям происходит - он в растерянности начинает оглядываться в окружающем его мире и... и обнаруживает меня, стоящим близко-близко, что всегда казалось ему потенциально опасным и он никогда и никого не подпускал на эту дистанцию Близости - только если кто-то более старший по социальной лестнице прорывался, что б наказать зарвавшуюся омегу... и вот я - рядом, но я улыбаюсь! Я не пытаюсь отвесить стандартную оплеуху!!
Начинается разрыв_шаблона-2. На этот раз разрыв происходит на более глубоком уровне - рвется шаблон жизненных убеждений, а не банальной игры... Естественно, что тут у Игрока-1 начинает бурлить дикая смесь страха и надежды - страх привычно-игровой, а надежду вселяю ему я. Это нечто новое и не бывалое, ранее им не испытанное - и он недоуменно трясет головой, и, главное, сам начинает искать мои глаза - ведь ответить на вопрос о том, что произошло, могу только я. И он сам переходит в активную позицию, ища контакт настоящий, а не игровой...
И это - МОЙ ПОДАРОК ЕМУ! Новый мир, новые взаимотношения... Таким макаром я приобретаю себе друзей :) Ну, и врагов, естественно, тоже - не все ведут себя в означенной ситуации так, как описано. Большинство, но не все - некторые все же не в состоянии перейти к Близости и подозревают во всем новый подвох - которого на самом-то деле вовсе нет...
конец цитаты =======================================
Вот такое описание контраманипулятивной игры - контрманимпулятивна она потому, что разрушает главный принцип манипуляции - получение одностороннего преимущества.
В финале игры "Супер-Охотник" оба участника получают позитивные эмоции в качества приза - потому главным условием перехода к такому контрманипулятивному поведению является смена жизненной парадигмы. Такое поведение доступно лишь человеку с жизненной позицией, описываемой формулой "Я - ОК, Ты - ОК".
И если у вас "что-то не получается" с освоением этой игры - то поверьте, что причина исключительно в том. что вы на подсознательном уровне не верите либо в то, что вы - хороший, либо, что ваш партнер - не козел...
Так, что вопрос "как научиться эффективно противостоять манипуляциям?" переходит в плоскость куда более фундаментальных задач: "как научиться уважать себя и других?"...
PS: дискуссиию о Человеке Близости можно пока еще отыскать
здесь