Снова о вихрях...

Jan 05, 2010 17:01

Есть повод вернуться к теме вихревой аэродинмики про которую я уже неоднократно писал.

Наконец то после долгих поисков я обнаружил в своих закромах одну очень важную фотографию, которую надо обязательно учитывать при обсуждении вихревой аэродинамики - это фотография продувки модели самолёта с крылом отрицательной стреловидности (КОС).

Вот она...



Сделаем её покрупней и расмотрим внимательно...


Итак, что же мы видим? А видим мы исследование в аэродинамической трубе продувочной модели МиГ-23, на которой установлено КОС, т.е. крыло обратной стреловидности.
Картина обтекания визуализирована струйками дыма - что позволяет наглядно видеть вихревую структуру крыла и её взаимодействие с оперением.

Эксперимент показывает - при использовании КОС в схеме с нормальным оперением неизбежно попадание стекающего с крыла индуктивного вихря на оперение, что чревато неустранимым баффтингом (аэродинамической тряской). Для исключения баффтинга КОС должно применяться только в сочетании с ПГО (передним горизонтальным оперением) - как, к примеру это сделано на экспериментальном Northrop Grumman X-29



При рассмотрении аэродинамической компоновки Х-29 следует обратить внимание на так называемые "штаны" - аэродинамические поверхности, по которым происходит стекание индуктивного вихря с центроплана. Это важный атрибут законченной "вихревой" конфигурации - и по наличию этого элемета можно судить о продвинутости аэродинамической концепции всего проекта в целом. "Штаны" позволяют возвратить часть энергии вихря и потому увеличивают общее аэродинамическое качество. Причём, этот элемент работает эффективно и на вихревой системе, создаваемой корневым наплывом при использовании обычного крыла прямой стреловидности.
"Штаны" можно видеть, к примеру на F-16.
В конфигурации. свойственной МиГ-29 и Су-27 эту же функцию выполняет уплощённый  фюзеляж - потому там штаны как таковые не нужны.

Теперь, познакомившись с аэродинамическоми особенностями КОС, вернёмся к столь почитаемому тусовкой за продвинутость С-37:


Глядя на компоновку С-37, мы первым делом должны отметить наличие корневого вихрегенатора!
А это означает, что неизбежно столкновение двух вихревых структур - вихря, созданного корневым вихрегенератором, и вихря, стекающего с крыла. Такое столкновение совершенно неизбежно должно привести к интенсивному баффтингу ХО, с которым по большому счёту справиться не удастся (и как показала жизнь - так и не удалось)....

Так, что аплодисменты и пускание слюней в адрес Беркута мягко говоря совершенно необоснованы - машина откровенно ошибочна в своей изначальной  концепции...

вихревая аэродинамика, КОС, авиа

Previous post Next post
Up