«Cirkeln»

Apr 18, 2013 17:43


Итак, роман «Круг» Матса Страндберга и Сары Б. Элфгрен. В оригинале «Cirkeln». Издательство Mainstream, 2013, 16+.




Действие романа происходит в наши дни в маленьком заштатном шведском городке Энгельсфорс. Унылое местечко, заброшенный парк, обычная средняя школа, в туалете которой найден мертвым старшеклассник. Согласно официальной версии парень покончил с собой - вены у него порезаны осколком зеркала.

Вскоре после этого кровавого суицида неведомая сила приводит шестерых учениц, одноклассниц погибшего парня, в заброшенный парк, освещенный светом красной луны. Одна из этих шестерых - тихоня Мину. Она считает себя серой мышкой, а отсутствие уверенности в себе компенсирует хорошей учебой. И еще - ей снятся средневековые кошмары, а наутро ее волосы воняют дымом.

Вторая - Линнея, за плечами у которой - несладкая приютская жизнь. Типичный гот: черный лак, рваная сетка, немыслимая одежда, пессимизм.

Третья - Ванесса - ненавидит отчима и презирает мать. Спит и видит, как бы побыстрее окончить школу и свалить из Энгельсфорса. С красавчиком Вилли, который торгует дурью. Сама Ванесса не принимает наркотики, но ей снится огонь, а после от ее волос исходит запах гари. А еще - иногда люди перестают ее видеть.

Четвертая - Анна-Карин. С детства к ней пристала кличка «Потник». Еще ее называют толстой коровой. Она ненавидит свои сиськи, болтающиеся под бесформенной толстовкой. Больше всего ей хочется стать незаметной.

Пятая - Ида. С удовольствием играет роль школьной стервы. Не упустит повода, чтобы кого-нибудь позлить. Ее ненавидят и боятся.

Шестая - Ребекка. Дочь состоятельных родителей. Анорексичка. Встречается одним из самых красивых парней в школе, трусливо скрывая от него свою проблему.

Все шестеро, до Красной Луны ничем не связанные друг с другом, оказываются втянуты в странные события. В Энгельсфорсе разбужено страшное древнее зло. Согласно пророчеству победить его может только Избранный. Проблема в том, что в этот раз Избранных оказалось семь - шесть вышеупомянутых девчонок и покончивший с собой (читай - убитый) парень. Всего семеро, все вместе - Круг. В этот раз бороться со злом придется сообща, а для этого надо забыть обиды и побороть неприязнь друг к другу. Но вместо этого новоявленные избранницы решают собственные проблемы и сводят счеты с помощью открытых в себе супер-способностей. У каждой избранной такая способность одна - невидимость, сила внушения, чтение мыслей, умение считывать скрытые знаки и т.д.

Только еще одна смерть, смерть невинного человека, заставляет их, наконец, объединиться, найти зло и победить его.

После прочтения «Круга» у меня возникла стойкая ассоциация с британским комедийным сериалом «Отбросы». В нем несколько отморозков, отбывающие наказание на общественных работах за различные правонарушения, в результате грозы получают супер-способности. Сериал (по крайней мере, первые два сезона) пользуется бешеной популярностью. Причина в том, что он разрушил стойкий и набивший всем оскомину стереотип о том, что супергерой обязательно должен быть положительным. В «Круге» главные герои также далеки от идеала, они ведут себя вызывающе и аморально, конфликтуют со всем миром, нарушают правила и законы, грубят, уходят из дома. Собственные проблемы им важнее, чем свалившееся непонятно откуда мировое зло.

Я очень не люблю рассуждать о так называемой подростковой литературе. Вокруг нее слишком много искусственной сложности. Мол, для подростков нужно как-то по-особенному писать, чтобы не отпугнуть, ибо они не всё будут читать, такая вот сложная аудитория. И все в том же духе. Для подростков надо писать, как и для взрослых. В том числе, также хорошо, как для взрослых. Так я и оцениваю «Круг» - как мистический роман с подростками в качестве главных героев.

К достоинствам романа я отнесу неплохо закрученный сюжет, неожиданную развязку, яркий набор персонажей, в которых, кстати, не путаешься, хотя их многовато. И, как я уже сказала выше, - слом стереотипа о хорошем супергерое. Недостаток, весьма, впрочем, маленький, тоже имеется - нехватка юмора. Излишняя серьезность. Хотя возможно для шведской литературы - это как раз нормально.

Матс Страндберг, рецензия, Сара Б. Элфгрен, роман, Швеция, мистика, саспенс

Previous post Next post
Up